Олимпийские боги в славянском обличье
sergeytsvetkov — 04.06.2022Все мы проходили в школе древнегреческую мифологию. Боги Олимпа запомнились нам в образах античных скульптур — с прекрасными телами и лицами, в изящных одеждах. Казалось бы, что может быть у них общего с древнеславянскими идолами — грубыми, едва отесанными деревяшками и камнями? А между тем это фактически одни и те же фигуры.
Збручский идол
Вот два характерных примера.
Чрезвычайно почитаемым древнеславянским божеством был Велес. Летопись говорит, что его идол стоял в Ростове Великом. Велес считался «скотьим богом», оберегателем домашнего стада (скот в те времена был эквивалентом богатства как такового). Кроме того, он покровительствовал поэзии. В «Слове о полку Игореве» древнерусский певец Боян назван «Велесовым внуком».
В древней Греции функции Велеса выполнял Аполлон, который был богом искусства и в то же время пас стада у царя Адмета.
Другой пример. В греческих мифах рассказывается о том, как Зевс однажды сошел на красавицу Данаю в виде золотого дождя. У Рембрандта есть замечательная картина на эту тему — она висит в Эрмитаже.
Теперь обратимся к преданиям древних славян. Здесь мы встречаем небесное божество по имени Род или Радогост. Об этом персонаже в одном церковном памятнике («Слово об идолах») утверждается, что он посылает на землю дождь и от этого дождя рождаются дети.
«Световид», илл. из «Мифологии славянской и российской» А. С. Кайсарова, 1804 г.
Так что, милые девушки, осторожнее в дождливую погоду!
А теперь шутки в сторону.
Геродот в одном месте своей «Истории» упоминает о неких жертвенных дарах, завернутых в пшеничную солому, которые «гипербореи», жители севера, посылали на Делос – остров, где, согласно мифам, родились Аполлон и Артемида. Эти дары делосцам доставляли адриатические венеты, принимавшие их, в свою очередь, от «скифов», обитателей задунайских земель.
Известия Геродота дают основание считать, что к V в. до н. э. наметилось некоторое соответствие славянского (лужицкого) и греческого пантеонов. В «Эклогах» Гимерия (310-? гг.) есть рассказ о том, как Аполлон летал к «гипербореям» на запряженной лебедями колеснице и вернулся, «когда было лето, даже самая середина лета». Абсолютно точным пластическим воспроизведением этого мифа выглядят статуэтки или скорее скульптурные группы, во множестве встречающиеся на территории лужицкой культуры: мужская фигура с солнечной короной над головой стоит на повозке, запряженной какими-то водоплавающими птицами.
От античных авторов хорошо известен также древний афинский обычай человеческих жертвоприношений – сожжение мужчины и женщины в честь Аполлона, которое совершалось как раз в середине лета, в день летнего солнцестояния, когда по древнегреческому календарю (шестой день месяца таргелиона) начинался год. Эти верования и обычаи древних греков имеют параллели на лужицком археологическом материале: останки сожженных людей, обнаруженные в местах летних солнечных празднеств, возможно, соответствующих афинскому празднеству шестого дня месяца таргелиона.
Что касается Артемиды, то благоговейные чувства, питаемые к богине-охотнице со стороны лужицких «гипербореев», могли произрастать на почве древнейшего охотничьего культа медведя, широко распространенного на территории лужицкой культуры. В греческой мифологии медведица была одним из священных животных Артемиды: жрецы этой богини исполняли ритуальные пляски в медвежьих шкурах.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
Мои книги
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
</> |