Ольга и Феврония

топ 100 блогов diak_kuraev27.07.2019 Как Феврония осадила некоего похотливца, ныне известно всем:

"В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям".

Но есть аналогичный псковский рассказ в записи 19 века о том, как будущая княгиня Ольга отвергла притязания князя Всеволода:

"с первоначалу жизни, немного по после, была, как сказано, Ольга крестьянка перевозчицей в Лыбуте. Раз перевозит она князя Всеволода... Увидал Всеволод Ольгу и помыслил на Ольгу; а этот князь был женат... Стал тот князь говорить Ольге, а Ольга ему на те его на пустые речи ответ: «Князь! зачерпни рукой справа водицы, испей!» Тот зачерпнул, испил. — «Теперь, — говорит Ольга, — теперь, князь, зачерпни слева, испей и этой водицы». Князь зачерпнул и слева водицы, испил. — «Какая же тут разнота: та вода и эта вода?» — спрашивает Ольга у князя. — «Никакой тут разноты нет, — говорит князь, — всё одна вода». — «Так, — говорит Ольга, — что жена твоя, что я, для тебя всё равно».

(Якушкин П.И. Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний. СПб., , 1860, сс. 155—156).

Это местное предание об Ольге нашло отражение в житии Ольги, открывающем Степенную книгу (1560—1563) — с той, однако, разницей, что в последнем Ольга перевозит своего будущего супруга, князя Игоря, а лаконичный ответ мудрой девы перевозчицы заменен пространным назиданием.

(см.: Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и комментарии: в 3 т. М., 2007, т. 1: Житие св. княгини Ольги. Степени I—X. с. 152).

Данный фольклорный мотив, вероятно, отсутствовал в народном предании о муромском князе и его жене, послужившем основным источником «Повести о Петре и Февронии», и был внесен в повесть самим Ермолаем-Еразмом — пскови- чем, знакомым с псковской устной легендой об Ольге (см.: Дмитриева Р.П. Отражение в творчестве Ермолая-Еразма его псковских связей // Труды Отдела древнерусской литературы. Лд., 1989, т. 42. сс. 280—286).

На связь жития благоверных Петра и Февронии Муромских с псковской легендой об Ольге впервые указал Ф.И. Буслаев (см.: Буслаев Ф. Рецензия на кн.: Мгишер Ф. Илья Муромец и богатырство киевское // ЖМНП. 1871. Ч. 154, апрель. С. 229 (2-я паг.)).

А. Н. Веселовский указанный эпизод сочинения Ермолая-Еразма относил к числу общих мест житийной литературы XV—XVI вв.:

"На изгнании Петра и Февронии кончается собственно эпическое содержание муромской легенды. Что следует за тем, должно быть отнесено в область безразличных литературных украшений, которыми так любили щеголять списатели житий XV и XVI столетий. Приключение Февронии с лодочником передается в таких же чертах в житии Ольги, помещаемом в прологах".

(Веселовский А. Новые отношения муромской легенды о Петре и Февронии и сага о Рагнаре Лодброке // ЖМНП. 1871. Ч. 154, апрель. С. 100 (2-я паг.)).

Веселовский же все тот же фольклорный мотив видит в переведенном им Декамероне (День первый. Новелла 5):

"Маркиз Монферратский отправился за море в общем вооруженном хождении христиан. Французский король внезапно воспылал к маркизе любовью. Та не ошиблась в предположении, что его привела к ней молва об ее красоте. Она приказала тотчас же собрать всех кур, какие только нашлись в окрестности, она из них одних заказала своим поварам кушанья для королевского стола. Когда настал час обеда, король и маркиза уселись за одним столом. Многочисленные блюда, поочередно подносимые, приносили великую
утеху королю, с удовольствием поглядывавшему порой на прелестную маркизу. Тем не менее, когда одно блюдо стало являться за другим, король пришел в некое изумление, распознав, что хотя кушанья были и разные, но все изготовлены не из чего другого, как из кур. Королю хорошо известно было, что местность, где он находился, должна была изобиловать разной дичью и что, наперед объявив даме о своем прибытии, он тем самым дал ей время и срок для охоты; тем не менее, хотя и сильно удивленный, он пожелал объясниться с нею только по поводу кур; с веселым видом обратясь к маркизе, он сказал: "Разве в этой стране выводятся одни куры без петуха?" Маркиза отлично уразумела вопрос, и так как ей показалось, что сам господь бог послал ей удобный случай выразить свои помышления, она отвечала: "Нет, государь мой, но здешние женщины, хотя и несколько отличны от других одеждой и почетом, созданы так же, как и в других местах". Услышав эти слова, король хорошо понял повод к обеду из кур и тайный смысл речей и убедился, что с такой женщиной нечего тратить слов и нет места для насилия".


Этот же сюжет:
Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии
и
Федор Эмин. Нравоучительные басни. Спб., 1764). Басня 6 "Плотник и султан"

https://books.google.ru/books?id=BLdqCwAAQBAJ&pg=PA411&lpg=PA411&dq=%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B8+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%B8+%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD&source=bl&ots=kGsnMGYEgm&sig=ACfU3U117yDVkKzuUXB2JMkSy3nETbZ4tA&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjg7o-F49TjAhVmoYsKHTxzCbsQ6AEwCnoECAgQAQ#v=onepage&q=%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD&f=false


Отсюда сюжет попал в СУС под номером 983:
Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979:

"Все женщины одинаковы: человек выражает желание завладеть чужой женой; она (муж ее) доказывает ему, что все женщины одинаковы; только платье или внешность разные (как одинаково вино в разных сосудах или яйца в разной скорлупе)".
http://www.ruthenia.ru/folklore/sus/index.htm


Украинская быличка героем аналогичного приключеняи делает библейского царя Давида:

царь Давид загляделся на одну женщину, мывшую на реке сорочку; она догадалась, что у него в мыслях, и говорит ему: «Напейся-ка воды по сю сторону реки». Давид взял и напился. «А теперь попробуй-ка с другой». Он и это сделал и нашел, что вкус воды одинаков там и здесь, как одинаков вкус двух яиц, белого и крашеного, которые подала ему та женщина. «Ну, теперь ступай своей дорогой!» — спроваживает его она.

(Иванов П.В. Из области малорусских народных легенд. Материалы для характеристики миросозерцания крестьянского населения Купянского уезда. V. Сказания о ветхозаветных событиях и лицах // Этнографическое обозрение. 1893. Кн. 17, № 2. с. 88).




***

Стыдно, конечно, что то, что считалось фольклором в русской науке уже в 19 веке, в 21 столетии и государством и церковью преподносится как реальная история, в честь которой ставят памятники и проводят школьные уроки.

***
А биология тем временем уверяет, что для мужика это вовсе не всё равно: "при регулярной половой жизни среднестатистический мужчина производит за один акт 300 миллионов сперматозоидов. С новой партнершей у него вырабатывается до 600 миллионов сперматозоидов"

https://books.google.ru/books?id=NxaLDQAAQBAJ&pg=PA144&lpg=PA144&dq=%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE+%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5+%D1%81+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%B9&source=bl&ots=_XFj8PzAvk&sig=ACfU3U10S9UPxCxdzIp8-adMd5rZilKfMg&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiUjfOJ3NTjAhV2AxAIHdmJA5kQ6AEwBHoECAkQAQ#v=onepage&q=%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%20%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%20%D1%81%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%B9&f=false

Ох, интересно будет посмотреть, что будет, если на одном уроке подросткам расскажут аргумент Февронии, а на другом - данные биологии. Кто победит - кит или слон?

Да разве же такие байки охладят молодого гиперсексуального человека?

Девушек надо учит говорить "нет". А парней учить слышать и правильно реагировать на это "нет". Но не на материале средневекового фольклора. Кстати, у Бокаччо умный король именно это и понял: ему сказали "нет", а насильником он стать не захотел.

Но даже вместо Бокаччо, на то что какого-то Еразма, лучше уж на уроке посмотреть американский фильм "Папе снова 17".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень серьезный вопрос о котором думаю очень часто. Но видимо ответа нет в принципе. Стремление к власти есть в любой культуре любого века и даже у животных. А так как возможности предоставляет сама способность организовывать иерархические ...
Просто мультик, просто Футурама: Довольно узнаваемый персонаж) Мякотка в том что серия "Удача по-Фрайски" вышла в ... 2002 году . Четырнадцать лет назад. Хе-хе, ну посмотрим... АПД : а то тяжеловатая шутка получилась))) "...Не так давно за окном был 2002 ...
скорее всего в данный момент времени я еду в Голицыно и не спрашивайте зачем а вы пока читайте, читайте я мог бы сказать что девушка была сопливой и простуженной а мне было похер я мог бы сказать что посыпал хер острым перцем наплевав на собственные ощущения но ведь и правда ничего ...
Министр Лавров хотел заманить послов стран Евросоюза в капкан. Позвал из на встречу без повестки – якобы, обсудить отношения ЕС и России. Но послы – ребята опытные, почувствовали подвох и от встречи отказались, сославшись на «крайне низкий уровень доверия в контексте публичных ...
Ситуация. Вашему ребенку от 2 до 10 лет.Вы водите его на групповые занятия неважно чем.Карате ,рисование,пение хором или пляски скопом.Доверяете свое сокровище на 45 минут или на полтора часа преподавателю.Оставляете и ждете,когда в нем посеят все ...