Около/реализм
lev_semerkin — 18.10.2025
.Год Антона Федорова. Вчера в шестой раз сходил на его постановки меньше чем за год, если отсчитывать от "Котлована" на гастролях в Москве в прошлом декабре. Потом была "Утиная охота" в СПб, «Е-ЕЕ-ЕЕ» на гастролях в Москве, два раза подряд Внутри ("Шинель" и "Чувак").
И вот снова «Котлован», только в записи.
«КОТЛОВАН», А.Федоров, ТЕАТР "СТАРЫЙ ДОМ", Новосибирск, 2023г. (10)
Спектакль показывают в кинотеатре Октябрь в рамках фестиваля Каро-Арт. Тема фестиваля "СЮР/РЕАЛИЗМ». Тема подсказала другой ключ к спектаклю и он смотрелся по-другому не только от потерь/приобретений вызванных съемкой (монтаж, крупные планы), но и по существу.
У театра Федорова, как и у прозы Платонова, особые отношения с реализмом. Это реализм с приставкой (вроде как объектив с насадкой).
Реальность у них одна, нашенская (наша жизнь, наша история - отдельных человеков и народа в целом).
А приставка (или насадка) своя, авторская и через нее изображение становится особенным, на первый взгляд кажется, что искаженным, не-объективным, но на самом деле проникает глубже и показывает неповерхностные слои той же реальности.
Приставки/насадки у Платонова и Федорова не совсем одинаковые, но достаточно близкие. И это сходство обусловило успех спектакля не только самого-по-себе, как «федоровского спектакля», но и как «платоновского спектакля» в обширном ряду - «Чевенгур» Додина, «Река Потудань» Женовача, «Корова» Крымова, «Епифанские шлюзы» Брусникиной. И отдельно надо назвать "Чевенгур" Погребничко (учителя Федорова), потому что ученик в каком-то смысле превзошел учителя, поставил не только платоновскую интонацию и указание на темы, но и платоновский текст во всей полноте, и сюжетную линию, и конфликт, и образы героев. «Чевенгур» в Около это эскиз, набросок спектакля, «Котлован» в Старом доме это полноформатный спектакль.
Кстати об около. Приставка «сюр» к реализму Платонова и к реализму Федорова не очень подходит. Сюрреализм, если буквально, это сверхреализм, надреализм. А если вспомнить хрестоматийные примеры сюрреализма (Дали, Бунюэль) сразу заметно, что Платонов и Федоров ближе к реальности. Их приставка «около», а не «сверх», они скромнее, на «сверх» не претендуют, «над» реальностью не поднимаются, не доминируют над реальностью своей авторской волей, а приближаются к ней почти вплотную. Держатся около, но не сливаются и этот небольшой зазор создает дистанцию для авторского взгляда.
Сюр/реализм, как тема фестиваля Каро-Арт, привлек внимание не только к сюрреализму постановки Федорова, включенной в программу фестиваля, но и к особому сюрреализму прозы Платонова. К их общему около-реализму. И в результате со второго раза этот "Котлован" оказался намного более платоновским, впечатлил и содержательно и эмоционально.
|
|
</> |
Цель МСКТ брахиоцефальных артерий
Козак. Новости...
Урожайный год
Свежие новости
Ну, типа святой.
Цветет безвременник
Новый Париж...
Ностальгия!
ВТОРАЯ ЧАСТЬ МАРЛЕЗОНСКОГО БАЛЕТА ОТ BMM VINYL. УГРОЖАЕТ ЛИ МНЕ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК?

