"Окно в Европу".
flackelf — 01.04.2021 Арт-объект под названием "Окно в Европу".Стоит на Кронштадском форте "Константин" у самого Морского канала, который в этом месте пересекает дамбу, проходя над автомобильным тоннелем.
Где-то там на западе за линией горизонта - Финляндия, Швеция и остальная Европа
На самом деле морское "Окно в Европу" в этом месте для России совсем не виртуальное, а вполне реальное и осязаемое. Ведь времена когда Россия владела обширным Балтийским побережьем от Питера до Калининграда давно позади. Уже 30 лет Калининград отрезан от континентальной России и только в Ленинградской области через целую сеть морских портов осуществляется транспортная связь с европейским и атлантическим пространством по самому короткому маршруту.
Чего стоило России в прошлые столетия пробивание этого "окна", каких тяжелых войн и даже новая столица Санкт-Петербург была во многом заложена именно ради этого геополитического проекта.
А до начала XVIII века еще допетровская Россия лежала далеко на востоке Европейского материка, фактически отрезанная от торговых путей и выходов к морям. И только через Архангельск была возможна связь по морю с внешним миром. Но для этого надо было совершить длительное плавание через арктические воды и обогнуть всю Европу с севера.
К Тихому же океану мы полноценно вышли вообще только в начале прошлого XX века, когда был проложен Транссиб.
На Черном море даже после триумфальных побед времен Екатерины Великой в XVIII веке, Турция еще долго была препятствием для свободного судоходства. И только в веке XX-м этот вопрос для Черного моря был кажется решен окончательно. По крайней мере для мирного времени.
Вот такая у нас сложная географическая судьба, от которой не уйдешь и не отмахнешься.
1.
2.
3.
Побывал я там в прошлые выходные во время посещения Кронштадта.
Очень интересное и видовое место. В предыдущий раз я был на нем зимой и в очень туманную погоду.
Форт "Великий Князь Константин" - один из бывших артиллерийских фортов, защищавших некогда гавани Кронштадта с юга. Входил в число самых крупных артиллерийских фортификационных сооружений Кронштадта. Строился и укреплялся весь XIX век, проделав путь от деревянного до каменного.
В свои лучшие времена, а это 60-70-е годы XIX века, имел броневую защиту, казармы с личным составом, 11 нарезных орудий, мортиру, самую на то время современную оптику.
Позже был соединен дамбой с островом Котлин, где располагалась главная база Русского Балтийского флота - Кронштадт.
И это была только часть тех многочисленных артиллерийских укреплений, которые создавались тут в заливе и на его берегах, подряд полтора века, делая неприступной с моря столицу Российской империи.
Кстати уже в Великую Отечественную войну вся эта мощная артиллерия на фортах, создаваемая очень долго на морских подступах к городу и собственно сама морская крепость Кронштадт, сыграли важнейшую роль в удержании Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма, который образовался на южном берегу Финского залива.
В других войнах здешним укреплениям не приходилось сражаться в полную мощь, как именно в последнюю войну, уже при СССР.
В послевоенное время эти укрепления постепенно утратили свою актуальность для флота и стали объектом военно-историческим.
В XXI веке крупнейший форт "Константин", оказавшись на пути строительства автомобильной дамбы с тоннелем, полностью соединился таким образом с сушей и стал наиболее популярным и доступным для посещения фортом Кронштадта.
Сейчас сюда возят экскурсии, тут организовали музеи, водные прогулки, кафе и рестораны, стоянку для машин.
С "Константина" открывается отличный вид на створ морского канала, который пересекает петербургскую защитную дамбу.
С него наиболее удобно наблюдать за движением судов в морские порты Санкт-Петербурга. Особенно красивы летние вечерние проходы круизных лайнеров, которые можно было наблюдать в доковидные времена.
Неплохой обзор с "Константина" открывается также на контейнерный терминал "Моби-Дик", который пристроили к защитной дамбе.
Хорошо с него видны также форты "Александр I" (Чумной) и "Император Петр I", а также другие объекты.
Попасть на "Константин" можно только на автомобиле или на такси.
4.
5. Паромно-перегрузочный терминал ООО «Моби Дик».
Создан в 2002 году.
6
7.
8.
9. Гавань "Базы Литке".
10.
11. Артиллерийская батарея на восемь 11-дюймовых орудий, построенная в 1901 году.
12.
13.
14. Бывшие казармы.
15. Форт "Александр I" (Чумной).
16. Форт "Император Пётр I".
"1721 - 1724 гг., строитель Лейн Э., 1823 - 1824 гг., инж. Фуллон А.А.
Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями."
17. Форт "Александр I" при большем приближении. За ним в глубине виден еще один знаменитый форт "Кроншлот".
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Батарея 6-дюймовых орудий системы Канэ.
Была оснащена восемью орудиями.
25.
26.
27. Акватория у прохода Морского канала через линию дамбы.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37. "Действующее судопропускное сооружение С1 предназначено для пропуска морских судов в течение всего года.
Судопропускное сооружение представляет собой судоходный пролет с сегментными плавучими затворами - батопортами. Ширина судоходного пролета 200 м, глубина на пороге 16 м."
38.
39.
40.
41.
42.
43. Светящий навигационный знак на южной части прохода через дамбу.
В этом месте залив полностью не замерз и даже из-за узкозти, создаваемой дамбой есть довольно заметное течение!
44.
45.
46.
47. Форт "Павел I" ("Рисбанк").
1807 - 1812 гг., инж. Герард И., 1845 - 1859 гг., инж. Маслов В.И.
"Император Павел I", являющийся, по-существу, казематированной батареей, до своего разрушения был самым большим из когда-либо построенных фортов такого типа в Кронштадтской крепости. Начат постройкой в январе 1845 г. на месте старого, ещё деревянного форта "Рисбанк", от которого получил свое первоначальное имя. Возводился по тем же технологиям, что и "Александр I"
48. Судно идет в Санкт-Петербург из Балтийского моря.
|
</> |