
Анатолий Быков на Красноярском экономическом форуме, 2018 год. Фото: РИА Новости
Вопрос: куда уходит народная любовь? Да и существует ли она? И можно ли экстраполировать это непостоянство на других политиков?
Не сравниваю Путина и Быкова, речь исключительно о хрупкости и изменчивости народных настроений. Или нет хрупкости, просто политика у нас отдельно от жизни, смерти и прочих второстепенных вопросов?
Красноярский край в 90-е, когда восходила звезда Быкова, — российский Нью-Хэмпшир: по его предпочтениям судили о настроениях страны. Край голосовал почти всегда так, как Россия в целом. Избирательные участки здесь закрывались на четыре часа раньше Москвы, и уже тогда выяснялся итог выбора страны. А из тенденций местных кампаний складывался если не пазл всероссийского будущего, то вектор. Это работало, и это понятно: край экономическими, социальными, демографическими характеристиками копировал РФ. Посередине нее («солнечное сплетение России» — так называл край генерал Лебедь), с таким же сырьедобывающим севером, индустриальным центром, аграрным югом, плоть от плоти России: лагеря, строчащие фуфайки и варежки, заводы и закрытые города, кующие ракетно-ядерный щит, лес, нефть, газ, цветмет, не последние и не первые показатели в РФ уровня и качества жизни. Как тогда и вся Россия с ее богатейшими ресурсами и бедным народом — на фоне мира.
Край раньше, чем Россия в целом, вписался в мировое разделение
труда, и в крае раньше (и не на четыре часа), чем в России в целом,
случилось осознание себя сырьевым придатком и колонией. И в крае
раньше (не на четыре часа, а четыре года) нашелся герой,
олицетворявший собой месть за уязвленность, комплексы, играющий на
ресентименте.
Тогда еще журналистам писали письма — в конвертах, мне приходили
они десятками: как я смею писать что-то дурное о Быкове, ведь он
борется с Москвой за нас. Вот выдержки из характерного — от доктора
технических наук Радия Ефимовича Ершова, фронтовика, жителя
Академгородка: «Хотя в биографии
А.П. Быкова много неясных (скажем так) пятен, он пользуется
неизменным авторитетом в силу своего сибирского патриотизма. Он
стремится к тому, чтобы деньги, добытые в Красноярске, приносили
пользу сибирякам, и в этом отношении его с полным правом можно
назвать сибирским областником. И, как всякое областничество,
поведение А.П. Быкова вызывает отрицательную реакцию центральных
властей».
Анатолий Быков на Красноярском экономическом форуме, 2018 год. Фото: РИА Новости
Про вскоре появившегося в политике Путина станут говорить такое же (он-де борется за полноправное место России в мировом сообществе, чем вызывает недовольство Запада) много позже.
Модельность края иссякла в нулевые, Путин и «ЕР» стали набирать в РФ голосов намного больше, чем здесь. Что случилось? Думаю, вычесть фальсификации в РФ, и зеркальная картина восстановилась бы. Да, и в крае они были, но в куда меньшей степени, здесь быковцы выигрывали у «ЕР» местные выборы — например, в горсоветы Красноярска или Назарова. Последние — с троекратным преимуществом.
И вот: Быков дарил красноярскому народу холодильники,
транзисторы, квартиры, новые зубы и челюсти (заставлял вставлять),
а они его сдали как стеклотару. И дело не в том, что люди наконец
что-то поняли, узнали, пересмотрели. И не в том, что Быков в 90-е
ставил на пенсионеров и силовиков (ничего и никого не напоминает?):
первые обеспечивали успех на выборах, вторые прикрывали, но старики
ушли, а силовики за четверть века сменились. Нет, тут другое.
Социологии на сей счет нет, однако уверен, что, если б Быкову
позволили пойти в Госдуму, он бы и из тюрьмы выиграл, как он уже
это проделывал 20 лет назад на выборах в закс края. Никакие
разоблачения и уголовные дела ровным счетом ничего не значат: кто
не знал из его электората, выбирая Быкова несколько сроков подряд в
закс, что голосует за лидера сообщества, подозреваемого в 90-х в
десятках убийств и похищений?
Народ вовсе не темный. Да, каторжный край, но — для понимания
быковского феномена: в округе, по которому всегда шел и выигрывал
Быков, — красноярский Академгородок, с советских времен место
компактного проживания научно-технической интеллигенции и их
потомков (впрочем, есть мнение, что красноярская интеллигенция —
яркий пример оксюморона, но эти люди уж точно знают об уголовной
сути своего избранника), здесь же местный госуниверситет (куча
институтов и их общаги). В горсовете Красноярска и краевом заксе
волю «Петровича» проводили в жизнь театральные деятели, журналисты;
когда против Быкова косяком пошли в конце 90-х уголовные дела, на
его защиту первыми поднялись учителя — пылкое письмо о своем герое
руководству страны отправили ветераны педагогического труда и
заслуженные учителя России (183 подписи). Они прилюдно склонялись
целовать ему руки — за то, что он проспонсировал выход каких-то
книжек о них… Второго сентября суд весь день смотрел его грамоты и
благодарности ему, слушал характеристики, данные ему почетными
жителями, «лучшими людьми» города, края, России. Шестого числа суду
продолжили рассказывать о добрых делах героя — депутаты, политики,
известные спортсмены. Крестьянское артельное сознание, забитость,
привычка к сильной руке? Бросьте. Это элементарная
деградация.
Сторонник бизнесмена и политика Анатолия Быкова на территории Свердловского районного суда в Красноярске, 7 сентября 2021 года. Фото: РИА Новости
Если не она, тогда что? Из истории, в т. ч. не столь давней, мир знает: да, так бывает, не то что с целыми городами и местностями — нациями.
А оправдания себе найдем всегда. Люди видят свет в Быкове, потому
что их слишком ушибли. Из мести. Из беса противоречия. Лишь бы не
эти с холеными ряхами и т. д.
…У нас вообще-то Сахаров был депутатом. Вы видели, кто сейчас
идет во власть? Посмотрите простыни бюллетеней, в крае их длина до
60 см (здесь, помимо Думы, еще и выборы в закс). Госдума и
региональные заксы, конечно, не бог весть что, но это — наши
представители.
Нарочитое, демонстративное разделение этики и политики
началось в 90-е, потом последовала кульминация, сейчас все тянется
развязка этой огромной катастрофы. Уже жатва, уже возвращение в
XVI–XVII века, не зря же все эти дискуссии о Грозном, Скуратове
(помните из Пушкина о Смуте и Самозванце: «А
говорят о милости твоей, / Что ты, дескать (будь не во гнев), и
вор, / А молодец»), уже налицо все итоги апелляции к
темным силам, высвобождения и культивирования худшего в
человеческом роде.
Но есть и хорошие новости. Если не касаться политики, люди
остаются людьми, им не нравится то, во что их обращают
обстоятельства России последних лет. Вот что такое этот вердикт —
несмотря на всю притягательность и обаятельность зла.
Алексей Тарасов,
Обозреватель
|
</> |