Ожидание или отчаяние?
diak-kuraev — 23.03.2015 Лк. 6,35:"взаймы давайте, не ожидая ничего".
ap-elpizoutes
Возможный перевод - "никого не отчаивая"; "никого не лишая надежды"
(Версия А. Меркса "Четыре канонических Евангелия по их древнейшему тексту", 1905. на нем. яз.
цит. в "Толковой Библии" Лопухина без указания авторства ("некоторые толкователи"); но в списке литературы именно эта книга Меркса. А цитата из нее с указанием автора, но без указания книги - у Макса Вебера в "Духе капитализма....")
Разница в том, забочусь ли я о себе или о другом. В синодальном переводе, передавая деньги одной рукой, другой я должен душить свою же жабу.
В альтернативном переводе нет места для заботы о себе и своем будущем: главное - чтобы встреченный человеке не впал в последний грех отчаяния.
В контексте:
"вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы
давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете
сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд".
О том, что все люди дают взаймы с расчетом на возврат, уже трижды было сказано в предыдущих стихах. Но здесь появляется Третье Лицо - Бог.
Если важнейшая точка - мои отношения с Богом, то Его милосердие есть источник надежды для меня. Моя надежда имеет право на существование, только если Бог милосерд. Но какого отношения я жду от Бога к себе, в такие же отношения я должен войти с другими людьми. Чтобы я (зная свои грехи и долги пред Богом) мог не отчаяться в Боге и своем спасении - я не должен повергать в отчаяние других.
Так логично, а если я просто ничего не жду от людей, то как это связано с моей надеждой на Бога?
В этом случае уподобления и переноса не происходит.
В переводе Меркса нужда человека есть достаточная причина, чтобы дать в долг. И речь идет не о том, чтобы требовать возврат одолженного, а о том, чтобы не различать - добрый или злой перед тобой нищий. Как Бог посылает дождь и грешнику и праведнику...
Ближний - не тот, кто нужен тебе, а тот, кому нужен ты. И неважно - что между вами было или не было прежде, и неважно - какое будущее ждет вас. Неважно - эта встреча на миг или навсегда. Случайно встреченному ты - обязан.
Бодлер это называл "священной проституцией души".
Ведь так обязана была отдаться чужестранцу жрица в некоторых языческих культах.
|
</> |