Охота на «Бисмарк»
fan_project — 05.06.2024После захвата Греции немецкими войсками в 1941 г. на Атлантическом океане произошел эпизод огромной важности. Англии приходилось вести постоянную борьбу не с одними подводными лодками. Нападения надводных рейдеров уже стоили ей гибели судов водоизмещением свыше 750 000 тонн. Два немецких линкора «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и крейсер «Адмирал Хиппер» стояли в Бресте под охраной мощных зенитных батарей, и никто не мог сказать, когда они вновь начнут нападать на английские торговые суда.
К середине мая 1941 г. появились признаки того, что вскоре в бой будет брошен новый линкор «Бисмарк», возможно, в сопровождении нового крейсера «Принц Евгений», вооруженного 8-дюймовыми орудиями. Одновременное появление на просторах Атлантического океана этих мощных быстроходных кораблей явилось бы чрезвычайно тяжелым испытанием для военно-морских сил Великобритании.
«Бисмарк» имел восемь 15-дюймовых орудий и был построен в нарушение договорных ограничений. Его водоизмещение (45 000 т) почти на 10 000 тонн превышало водоизмещение английских новейших линкоров, а скорость (31 узел) - на 3 узла. «Вы - гордость флота», - сказал Гитлер экипажу, посетив линкор в мае 1941 г.
Для отражения этой нависшей угрозы главнокомандующий военно-морскими силами Метрополии адмирал Тови держал в Скапафлоу новые линкоры «Кинг Джордж V» и «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Худ». В Гибралтаре находился адмирал Соммервилл с кораблями «Ринаун» и «Арк Ройал». «Рипалс» и новый авианосец «Викториес» готовились в этот момент отплыть на Средний Восток с конвоем судов, на борту которых находилось более 20 тысяч человек.
«Родней» и «Рэмиллис», которых «Бисмарк» мог бы, вероятно, потопить, встреть он их поодиночке, сопровождали конвой судов в Атлантическом океане, а «Ривендж» готовился к отплытию из Галифакса. Всего в это время в море находились или готовились к отплытию 11 конвоев, включая особо ценный конвой, состоявший из войсковых транспортов.
Английские крейсера патрулировали выходы из Северного моря, а бдительная авиаразведка наблюдала за норвежским побережьем.
Рано утром 21 мая 1941 г. английское военно-морское командование узнало, что два крупных военных корабля в сопровождении сильного эскорта были замечены при выходе из Каттегата, и в тот же день «Бисмарк» и «Принц Евгений» были опознаны в Берген-фьорде. Было ясно, что готовится какая-то важная операция.
Командование флота Англии придерживалось разумного и ортодоксального принципа, сосредоточивая свое внимание на рейдерах и рискуя караванами и даже транспортами с войсками.
Вскоре после полуночи 22 мая «Худ», «Принс оф Уэлс» и шесть эсминцев покинули СкапаФлоу, чтобы прикрывать крейсера «Норфолк» и «Саффолк», уже патрулировавшие в покрытом льдами водном пространстве между Гренландией и Исландией, именуемом Датским проливом. Крейсера «Манчестер» и «Бирмингем» получили приказ охранять пролив между Исландией и Фарерскими островами. «Рипалс» и «Викториес» были предоставлены в распоряжение главнокомандующего, а караван транспортов с войсками отплыл из Клайда под прикрытием только конвойных эсминцев.
Четверг 22 мая был днем неуверенности и напряженного ожидания. Небо над Северным морем затянули тучи, шел непрерывный дождь. Все-таки самолет морской авиации из Хэтстона (Оркнейские острова) проник в Берген-фьорд и, несмотря на открытый по нему сильный зенитный огонь, произвел разведку.
Двух вражеских военных кораблей там уже не было! Когда в 20 ч эти известия дошли до адмирала Тови, он тут же вышел на «Кинг Джордж V» в сопровождении «Викториес», четырех крейсеров и семи эсминцев, чтобы занять западнее центральную позицию и поддержать свои патрульные крейсеры.
«Рипалс» присоединился к нему на следующее утро. Военно-морское министерство считало вероятным, что противник пройдет через Датский пролив. «Бисмарк» и «Принц Евгений» покинули Берген почти сутки назад и находились северо-восточнее Исландии, направляясь к Датскому проливу. Паковый лед сузил пролив всего до 80 миль, окутанных по большей части густым туманом.
К вечеру 23 мая сперва «Саффолк», а затем «Норфолк» заметили два приближавшихся с севера корабля, огибавших при ясной погоде кромку льда. Сигналы «Норфолка» были получены в Военно-морском министерстве и немедленно переданы шифром всем заинтересованным. Охота началась. Главнокомандующий повернул на запад и увеличил скорость своей эскадры. «Худ» и «Принс оф Уэлс» взяли курс с расчетом перехватить врага на следующее утро к западу от Исландии.
Командование флота направило адмирала Соммервилла с соединением «Н» («Ринаун», «Арк Ройал» и крейсер «Шеффилд») полным ходом на север, чтобы защитить караван транспортов с войсками, уже проделавший более половины пути вдоль побережья Ирландии, или принять участие в бою. Корабли адмирала Соммервилла, уже стоявшие под парами, покинули Гибралтар в 2 ч 24 мая. Как оказалось, они сыграли роковую роль в судьбе «Бисмарка».
Всю ночь на 24 мая под пронизывающим дождем и снегом «Норфолк» и «Саффолк» весьма искусно поддерживали контакт с «Бисмарком», несмотря на непогоду и все его усилия оторваться от них, и всю ночь их сигналы показывали точное местоположение вражеских кораблей. Когда полярные предрассветные сумерки сменились днем, «Бисмарк» можно было видеть в 12 милях южнее.
Он держал курс на юг. Вскоре на носовой части левого борта «Норфолка» показался дымок. «Худ» и «Принс оф Уэлс» были в пределах видимости, и смертельная схватка близилась.
С рассветом на линейном крейсере «Худ» заметили противника в 17 милях к северо-западу. Английские корабли повернули, чтобы завязать бой, и в 5 ч 52 мин «Худ» открыл огонь с дистанции примерно 25 километров. «Бисмарк» ответил, и почти тотчас «Худ» получил попадание, от которого вспыхнул пожар на установках 4-дюймовых ракет. Огонь распространялся с пугающей быстротой и вскоре охватил всю центральную часть корабля. Бой был очень ожесточенным. Вскоре и «Бисмарк» получил попадание. А затем разразилась катастрофа: в 6 ч, после того как «Бисмарк» дал пятый залп, «Худ» был расколот надвое мощным взрывом. Спустя несколько минут он исчез в волнах, окутанный высоким столбом дыма. За исключением трех человек, погиб весь его доблестный экипаж - более 1500 человек, в том числе вице-адмирал Ланселот Холланд и капитан 1 ранга Ральф Керр.
«Принс оф Уэлс» быстро изменил курс, чтобы не наткнуться на обломки «Худа», и продолжал борьбу, ставшую теперь неравной. Очень скоро он почувствовал силу огня «Бисмарка». За несколько минут он получил четыре попадания 15-дюймовых и трех 8-дюймовых снарядов, один из которых разрушил мостик, убив и ранив почти всех находившихся на нем. В то же время корабль получил пробоину в подводной части кормы. Командир корабля капитан 1 ранга Лич, один из немногих оставшихся в живых при взрыве на мостике, решил под прикрытием дымовой завесы выйти на время из боя и повернул корабль. Ему так же удалось нанести повреждения противнику. В подводную часть «Бисмарка» угодили два тяжелых снаряда, один из которых пробил топливную цистерну. Это вызвало серьезную и непрерывную утечку топлива, имевшую позднее важные последствия. По приказу командира «Бисмарк» продолжал идти на юго-запад, оставляя за кормой заметный нефтяной след.
У англичан командование перешло теперь к контрадмиралу Уэйк-Уокеру, находившемуся на крейсере «Норфолк». Ему предстояло решить, возобновлять ли немедленно сражение или идти следом за противником, пока не подоспеет главнокомандующий с линкором «Кинг Джордж V» и авианосцем «Викториес».
Решающим фактором было состояние линкора «Принс оф Уэлс». Этот корабль лишь недавно вступил в строй, прошло не больше недели с тех пор, как капитан 1 ранга Лич смог объявить его «боеспособным». Корабль тяжело пострадал, и два из его десяти 14-дюймовых орудий пришли в негодность. В таком состоянии он вряд ли мог тягаться с «Бисмарком». Поэтому адмирал Уэйк-Уокер решил не возобновлять боя, а держать врага под наблюдением. В этом он был, бесспорно, прав.
На «Бисмарке» поступили бы разумно, удовольствовавшись достигнутыми результатами, которые уже можно было считать блестящей победой: за несколько минут «Бисмарк» уничтожил один из лучших кораблей английского флота. Он мог спокойно вернуться в Германию. Кроме того, он был поврежден кораблем «Принс оф Уэлс» и терял много топлива. Мог ли он в таком случае выполнить свою задачу уничтожения торговых судов в Атлантическом океане? Ему предстояло или вернуться с победой на родину, сохранив за собой все возможности для дальнейших операций, или пойти на почти неизбежную гибель.
В 10 ч стало известно, что «Бисмарк» держит курс на юг.
Весь день 24 мая английские крейсера и «Принс оф Уэлс» продолжали идти за «Бисмарком» и его спутником. Адмирал Тови на корабле «Кинг Джордж V» был еще далеко, но сообщил, что надеется вступить в бой к 9 ч 25 мая.
Военно-морское министерство Великобритании вызвало все силы. «Роднею», находившемуся в 500 милях к юго-востоку, было приказано идти на сближение. «Рэмиллис» получил приказание покинуть свой, направлявшийся на родину караван, и занять позицию западнее кораблей противника. «Ривендж» из Галифакса также получил указание направиться к месту боевых действий.
Крейсеры были поставлены на страже, чтобы помешать немцам прорваться назад, на северо-восток, а соединение Соммервилла двигалось все это время на север от Гибралтара. Петля затягивалась туже, хотя надо было считаться с возможными на море случайностями.
Около 18 ч 40 мин 24 мая «Бисмарк» внезапно повернул навстречу своим преследователям, и произошла короткая схватка.
Этот маневр был совершен, чтобы прикрыть бегство «Принца Евгения», который на большой скорости направился на юг и, заправившись горючим в море, спустя 10 дней беспрепятственно достиг Бреста. Адмирал Тови послал авианосец «Викториес» вперед, чтобы предпринять воздушную атаку в надежде уменьшить скорость противника. «Викториес» был только недавно спущен на воду, и часть его личного состава еще не имела боевого опыта.
В 22 ч, прикрываемый четырьмя крейсерами, он выпустил девять своих самолетов-торпедоносцев «Суордфиш», которым предстояло покрыть расстояние 120 миль в условиях сильного встречного ветра, дождя и низкой облачности. Через два часа самолеты под командованием капитан-лейтенанта Эсмонда, направляемые радиостанцией «Норфолка», нашли «Бисмарк» и мужественно атаковали его, несмотря на сильный огонь зенитных орудий. Одна из выпущенных ими торпед угодила ниже мостика.
Казалось бы, все было готово к развязке на следующее утро, но снова Военно-морское министерство обманулось в своих надеждах. Вскоре после 3 ч 25 мая «Саффолк» неожиданно потерял «Бисмарк» из виду. Может быть, тот повернул на запад или направился назад, на северо-восток?
В Военно-морском министерстве все решительнее высказывали мнение, что «Бисмарк» идет к Бресту, но лишь в 6 ч оно окончательно подтвердилось. Тотчас последовал приказ всем кораблям взять южнее. Но за это время смятение и задержка англичан, вызванные потерей контакта, позволили «Бисмарку» проскользнуть через кордон и выиграть значительное расстояние. К 23 ч он уже был далеко к западу от английского флагманского корабля.
Из-за повреждений «Бисмарк» испытывал нехватку топлива. Между «Бисмарком» и его родиной все еще находился «Родней» с его 16-дюймовыми орудиями, но и он шел на восток и днем пересек путь «Бисмарка». С юга, разрезая бурные воды Атлантического океана, неуклонно шли ему навстречу «Ринаун», «Арк Ройал» и крейсер «Шеффилд». К утру 26 мая остро встала проблема топлива для всех широко разбросанных английских кораблей, шедших на большой скорости уже в течение четырех дней. В 10 ч 30 мин, когда надежды уже начали таять, «Бисмарк» был обнаружен снова.
Военно-морское министерство и командование береговой авиации искало его с помощью самолетов «Каталина», действовавших из Лох-Эрн в Ирландии. Один из этих самолетов отыскал беглеца, направлявшегося к Бресту и все еще находившегося в 700 милях от дома.
«Бисмарк» повредил самолет, и контакт был потерян. Но через час два самолета «Суордфиш» с авианосца «Арк Ройал» снова выследили корабль. «Бисмарк» был по-прежнему значительно западнее «Ринауна», но еще не находился в зоне досягаемости мощной германской авиации, базирующейся в Бресте. Однако «Ринаун» не мог схватиться с ним один на один. Приходилось ждать прибытия далеко отставших линкоров «Кинг Джордж V» и «Родней». Капитан 1 ранга Вайан, теперь шедший на эсминец «Коссак» с четырьмя другими эсминцами, которым было приказано покинуть эскортируемый ими караван транспортов с войсками, получил сигнал с самолета «Каталина», сообщившего о местонахождении «Бисмарка». Не дожидаясь дальнейших приказов, Вайан тут же повернул навстречу врагу. Около 19 ч 15 самолетов «Суордфиш» поднялись с палубы авианосца «Арк Ройал». Противник находился теперь менее чем в 40 милях.
Направленные на добычу «Шеффилдом», они решительно повели атаку. К 21 ч 30 мин дело было сделано: две торпеды определенно попали в цель, а возможно, и третья. Разведывательный самолет сообщил, что «Бисмарк» описал два полных круга и, как казалось, потерял управление. К этому времени подошли эсминцы капитана 1 ранга Вайана. В течение ночи они окружили поврежденный корабль, атакуя его при каждой возможности торпедами.
Немецкий командир адмирал Лютьенс не питал никаких иллюзий. Незадолго до полуночи он сообщил: «Корабль потерял способность управляться. Мы будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!» «Бисмарк» находился в 400 милях от Бреста и был не в состоянии направиться туда. На выручку ему были посланы сильные отряды немецких бомбардировщиков, к месту действия поспешили также подводные лодки, одна из которых, уже израсходовав свои торпеды, сообщала, что «Арк Ройал» прошел от нее в пределах досягаемости. Между тем приближались «Кинг Джордж V» и «Родней».
Положение с топливом внушало большую тревогу, и адмирал Тови решил, что если скорость «Бисмарка» не удастся значительно уменьшить, ему придется в полночь отказаться от погони.
По предложению премьер-министра У. Черчилля начальник штаба военно-морских сил приказал адмиралу продолжать преследование, даже если потом его эскадру придется привести домой на буксире. Но к этому времени стало известно, что «Бисмарк» движется в неверном направлении. Его основное вооружение осталось неповрежденнным, и адмирал Тови решил завязать утром бой.
На рассвете 27 мая дул северо-западный ветер. В 8 ч 47 мин «Родней» открыл огонь. Через минуту его поддержал «Кинг Джордж V». Английские корабли быстро начали попадать в цель, и после небольшой паузы «Бисмарк» также открыл огонь. Некоторое время его стрельба была меткой, хотя после четырех тяжелых дней экипаж корабля был крайне измучен и даже засыпал на своих постах.
Третьим залпом «Бисмарк» накрыл «Родней», но затем английские корабли взяли верх: разбили боевой информационный пост (БИП) и лишили системы автоматического управления огнем, и через полчаса сопротивление «Бисмарка» было подавлено. В центральной части корабля вспыхнул пожар, и «Бисмарк» сильно накренился на левый борт.
Теперь «Родней» расположился против носовой части «Бисмарка», ведя огонь с дистанции не более 4 километров. К 10 ч 15 мин все орудия «Бисмарка» замолчали, а его мачта была сбита. Корабль лежал пылающей и дымящейся развалиной в бурном море и все-таки еще не затонул. Последний удар «Бисмарку» нанес своими торпедами крейсер «Дортшир», и в 10 ч 45 мин огромный корабль перевернулся и пошел ко дну. Вместе с ним погибло почти 2 тысячи немецких моряков и командир рейда адмирал Лютьенс.
110 измученных немецких моряков были подобраны англичанами, но из-за появления вражеской подводной лодки английские корабли вскоре были вынуждены отойти. Еще пять немцев были подобраны метеорологическим судном, прибывший позже на место действия испанский тяжелый крейсер «Канариас» увидел лишь трупы, плававшие на поверхности воды.
В ходе проведения этой операции надо обратить внимание на те огромные трудности и реальные опасности, перед которыми очутились весьма многочисленные английские силы в связи с выходом в море немецкого линкора «Бисмарк».
Если бы он ускользнул, моральное действие самого факта его существования, а также материальный ущерб, который он мог бы причинить английскому судоходству, были бы катастрофическими. Возникло бы много сомнений относительно способности Великобритании контролировать океаны, и об этом раструбили бы по всему свету к большому ущербу для Метрополии. Такой сделал вывод после завершения операции премьер-министр У. Черчилль.
Все виды военно-морских сил законно претендовали на свою долю в успешном поединке с «Бисмарком». Однако именно линкоры сыграли решающую роль как в начале, так в конце этого боя.
«Секретные операции XX века: Из истории спецслужб», Владимир Сергеевич Бирюк, 2002г.