Ох, уж этот Давос.

занятиили приходите на нас посмотреть, но вначале закажите пропуск.

Как это часто случается, Давос, столь желанный для нашей элиты, жаждущей вхождения в великую европейскую цивилизации,. в последнее время стал мрачным предчувствием катастрофы. Элита или власть? вдруг обнаружили, что Давос как-то странно распределяет первые места у аванс сцены глобального миропорядка. Более того, как-то недвусмысленно напоминает о конце эры процветания, впрочем, не для всех, а только для тех, кто пришел с опозданием.
Первыми заподозрили неладное наши патриоты, желающие подсидеть либералов. То Гейтс заявит о необходимости вакцинации населения Африки в целях профилактики болезней и тем самым способствованию сокращения населения. Ведь как говорится в здоровом теле здоровый дух, устремленный на труд, а не на бесконечное деторождение.
То Греф напугает общественность сентенцией, что грамотным и просвещенным человеком управлять труднее, чем невеждой. Лучше бы он вспомнил слова Пушкина о том, что без образования неокрепшие умы пойдут за любым, кто их позовет.
А недавно Шваб объявил о конце капитализма, напугав наших бизнесменов только что встраивающихся в рынок и мечтающих о прибыли, неизбежностью социализма и необходимостью умеренности в потреблении, а равно, читай, и в прибылях.
На сей раз Давос поверг в шок и трепет думающее свободное человечество не только в России, но и в самой Европе. Кэти Хопкинс запустила на «сходке» свой ролик про пятнадцатиминутный Оксфорд.
По версии разработчика этой идеи, Карлоса Морено, такой город должен состоять из «5-ти минутных районов», названных им «полными сообществами». Все это подавалось Морено как «возвращение к местному образу жизни».В нем должно быть гарантировано выполнение жителями 6 (шести) основных функций в пределах 15 минут ходьбы или езды на велосипеде от своего дома: жить, работать, торговать, лечиться, среднеобразовываться и развлекаться. Каркас этой модели по Морено состоит из четырех ментальных «китов»: плотность, оптимальная для городского развития; близость как в пространстве, так и во времени; разнообразие в многофункциональной застройки и мультикультурных районов; цифровизация в рамках 4-ой промышленной революции – внедрение технологий «умного города», дистанционной работы и общения.
Критики левого толка тут же стали клеймить этот проект конспирологическим заговором, уничтожением свободы человека и превращением кварталов городов в новые гетто. Почему? Да потому что в целях сохранения экологии и чистоты в эти районы нельзя будет заезжать на машинах.
Пропуск на пересечение районов на машине будут выдавать всего сто раз в год. А если лимит превышен, то автомобилист должен заплатить за проезд.
Неудивительно, что тут же, как и с карантином и масками в пандемию ковида, европейцы впали в негодование и окрестили эти 15 минутные города новыми гетто. Даже вспомнили еврейские гетто 16 века в Риме и более поздние в Праге и в Варшаве.
Но извините, когда-то у нас в СССР строили заводы или научные институты, и рабочим, сотрудникам или ученым выдавали квартиры в близлежащих домах, построенных для них для удобства , чтобы они не теряли время на длинную дорогу. По месту проживания легко можно было узнать, где человек работает.
Магазины, с целью удобств, строились в шаговой доступности. В каждом квартале был магазин Хлеб, а рядом Гастроном. Кондитерский, Мясо- Рыба, Соки-воды или Овощи , чуть-чуть подальше или поближе, но равным образом так , чтобы идя с работы ты мог зайти по пути в любой из них. На два-три квартала располагались Галантерею и Хозтовары.
И вам не приходилось проходить всю Малую Бронную или Тверскую со всеми Дмитровками и Никитскими, большими и малыми, чтобы остаться без хлеба и молока, потому что на всех этих улицах расположились рестораны и элитные пекарни с ценами на хлеб особого вида, которые по карману только тем, кто посещает эти самые дорогие рестораны. А там, где нет ресторанов, есть офисы и конторы, которые заняли все первые этажи или даже все здание, не планируя уступать место хлебному или молочному магазину.
Люди бы уехали и в малые города, чтобы ходить не по зонам, на которые цифровики разделят квартал, но где найти работу?
Вот и получается, что сохранить экологию можно не пересаживанием граждан с бензинового двигателя внутреннего сгорания на электрический, а сокращение расстояний, которые приходится преодолевать жителям мегаполисов с условием их расселения по малым городам –спутникам, где будет и жилье и работа, а не только жилье для поездок в центр мегаполиса на работу.
Но одно дело СССР с социализмом и поиском удобств для всех, а не капитализм, заботящийся о прибыли.
Люди не поймут, почему европейский проект пятнадцатиминутного города превращается в реальности в замкнутое на все замки гетто, куда попасть можно только по цифровому пропуску и только тем, кто там живет. Но если взвесить все «за» и «против», если вспомнить наши советские магазины и нынешние небольшие частные магазинчики, конкурирующие с супер или гипер маркетами, то ответ найдется совсем не в конспирологии и цифровом гетто, а в простом расчете: как наполнить зону квартала магазинами, клубами и театрами, не обанкротив их в один момент и дать им желанную прибыль. Свободное перемещение по зонам рано или поздно произведет тот же эффект, анализом которого бесконечно занимается логистика. Люди – не машины и не среднестатистический потребитель, выравнивающий продажи. Люди имеют тенденцию сбиваться в стадо или собираться в каких-то далеко не столь удобных местах, как предполагают архитекторы, логистики и торговцы.
Спросите себя, почему в Москве все рестораны теснятся на Малой Бронной, так называемых Патриках, на Большой Никитской и у Белорусского вокзала? Ведь вокзалов в Москве много, но популярен только Белорусский. Оживленных улиц и переулков Бульварного кольца много, но популярны Патрики и Рождественский бульвар. И хотя ул. Пречистенка или Воздвиженка имеют большое количество старинных особняков и близость к метро и центру, там если и есть рестораны, то нет у них ни популярности, ни шарма.
А уж если кто-то открывает ресторан или кафе в районе дальше ВДНХ, Отрадного или Нагатинской, то будьте уверены, оно закроется в недалеком будущем или сменит неоднократно хозяев и название, поскольку дохода приносит по минимуму.
Вот так и с пятнадцатиминутным городом. Кто вам гарантирует, что жителям не захочется прогуляться в соседний сектор и посидеть в кафе там или купить продукты не у себя, а у соседа? Логистика прибыли делает расположение выгодным или убыточным по никому неведомому принципу удачи, случая и произвола.
Сколько раз приходилось наблюдать удачливых хозяев небольших магазинчиков, решивших продать свой бизнес, и неудачливых новых хозяев. Сколько раз на одной и той же улице, удобно расположенной, не в захолустье, рядом с транспортными магистралями, рядом с парками и ТЦ, открывались то бургерные, то домашнее кафе, то хинкальные, то кофейня. И каждый раз по окончанию срока аренды через год проект уныло завершался.
Супермаркеты вытесняли небольшие частные магазинчики, отлично выживая при столь же малом количестве покупателей, как и при малом магазине. Но сеть потому и побеждает, что не зависит от одних покупателей и имеет возможность перераспределять доходы.
Так было в Советском Союзе. Очереди и ажиотаж бывали в крупных гастрономах в центре городов, где наибольшее скопление народа, а в небольших районных гастрономах народ прибывал только в час-пик. Но магазины не закрывались, потому что прибыль не так уж сильно тяготела над ними.
А теперь вспомните заводских рабочих 19 века, века капитализма и эксплуатации наемных работников. Стачки и забастовки, вплоть до Ленского расстрела. А одним из требований бастующих было отмена необходимости отовариваться в заводских магазинах.
Причины все те же, что и возникающие теперь: в замкнутом пространстве заводской слободы удобнее всего заставлять рабочих тратить заработок внутри этого пространства: и время экономится и доход купцам хороший.
Ужасаться не стоит, но задуматься не мешало бы, задуматься о том, кто будет заниматься этими делениями городов. И гетто, и концлагерь определения социальные, а не экономические. Если все в этих районах равны, если есть возможность свободно менять местожительства, работу и заниматься тем, что тебе интересно, то и проблем не будет. Другое дело, что люди в мире богатства и бедности любят селиться по статусу, по социальной значимости, а теперь еще и по национальному признаку. А завтра будут селиться по признаку пола или гендерных предпочтений, создавая между районами зоны отчуждения и агрессии.
Идет перестройка общества по пути, обозначенному еще Марксом: либо капитализм, либо социализм.
Так что вся конспирология и ужасы цифризации с кварталами – гетто – это хорошо забытое старое. Нет ничего нового под Луной. Когда человечеством руководит жажда прибыли, оно додумается не только до электромобилей, смены пола, однополых браков и переписывания романов и истории, но и до цифровых гетто под видом свободы, толерантности и защиты экологии.