Огры и угры - 19

Пропущенные главы читаются тут.
Время собирать
Крулю Беле IV удалось бежать и увезти тяжко раненого брата Кальмана. Они укрылись сперва в Пожони, а потом в Австрии, но герцог остракоков Фридрих II Воинственный повел себя как последнее кю — принудил отписать ему три комитата на границе и отнял всю крулевскую казну. Посему братья перебрались в кроатский Загреб, где Кальман умер примерно в июне 1241 года, а Бела писал и посылал просьбы о помощи к папе Римскомут Грегориусу IX и кайзеру Фридриху II. Дошло до откровенных унижений — круль принес немцу вассальную клятву и «сбыл мечты» целых поколений кайзеров. Но оба «владыки мира», духовный и светский, настолько пересТрались мунгалищ, что помалкивали в тряпочку.

Фридрих II Воинственный
Тем временем оккупанты выграбили Угорщину и попытались вторгнуться в империю. Но у них никуя не получалось — все попытки переправиться через Дунай немцы во главе с королем римлян (сыном кайзера) Конрадом IV фон Хоэнштауфеном отбивали, одновременно собирая рати для большого похода. Перейти Дунай удалось только в январе 1242 года, когдамест он замерз. А полчища Кадана сожгли Загреб, круль бежал, укрывшись на острове Раб, откуда перебрался в град Сплит, из которого, не в силах перестать сцыкаться, переплыл на остров Трогир, чтобы в случае чего смыться в Италию. Но тут оказалось, что если мунгалищ всего 10 000 (тумен) без своих ужасных китайских механизмов, а крепости Риека и Сплит в горах и хорошо укреплены, то «крокодилы не летают» — взять их никак невозможно.
Кадан пограбил побережье и ушел к основным силам, которые тем временем забоялись биться с овердохренилионом немцев, наконец-то собравшихся. Воспользовавшись вестями о смерти великого каана всемунгалищного Угэдэя, Бату решил прекратить поход и увел свои ордища назад через еще не пограбленные Боснию, Сербию и Болгарию. Европа была спасена толстыми немцами, одним своим видом испужавшими паганских йазычнегов — естественно, овердифигилион современных фанатов парней в малахаях на кургузых коняжках утверждают, что «просто они устали всех побивать, и степи кончились». В общем, весною 1242 года Бела IV вернулся на пепелища и пожарища и принялся восстанавливать разрушенное из-за своих же ошибок, заработав почетное прозвище Второй основатель страны.

Древний Задар - римский форум и собор IX века
И первым пришла очередь гнусного стервятника-остракока, Фридриха II Воинственного. У него отобрали обратно зажиленные комитаты — Шопрон, Кёсег и Мошонмадьяровар. Затем случился конфликт с венециянами — в том же 1242 году восстал и скинул их прижим город Задар, и угры поддержали далматиян. Чтобы лишить повстанцев поддержки Белы IV, республика св. Марка заключила с ним в 1244 году договор, по которому тот получал 1/3 всех таможенных сборов в портах Далмации, контролируемых венециянами. Одновременно продолжались непростые отношения с Галичем и Волынью — суровое время набега мунгалищ князья Данило и Василько Романовичи переживали в Венгрии, при дворе круля, но когда вернулись домой, обнаружили, что Ростислав Михайлович Луцкий, сын Михаила Всеволодовича Черниговского, захватил Галич.
Узурпатор немедленно был выгнан Романовичем и бежал... в Венгрию, где стал зятем круля, женившись на его дщери Анне, баном (автономным правителем) Мачвы и Славонии и «в целом пустил корни», мешаясь с тех пор активно в угорскую и балканскую политику. А затем князь Данило поддержал своего старого друга Конрада Мазовецкого в междоусобной борьбе супротив его племянника Болеслава V Стыдливого, князя Кракова, объявившего себя в 1243 году королем Польши. В 1243 и 1244 году галицкие рати ходили по этому поводу «ко ляхы» походами на Люблин, принудив тамошнюю шляхту отступиться от Болеслава и вступиться за Конрада. Так что в 1245 году бан Ростислав Михайлович привел к Болеславу угорские рати и свою дружину, получил ляшские подкрепления и осадил пограничный город Ярослав.

Атако
Данило, Василько и их старший сын и племянник Лев Данилович собрали рати и выдвинулись к Ярославу, переправившись через реку Сан. 17 августа 1245 года состоялось битвище — Ростислав с полком набросился на галицких бояр с людьми, командуемых неким боярином Андреем, и у них случилась заруба, а князь Галицкий с полком обошел угров и вдарил им с флангу. Завязалось пообище — Данила схватили венгры, но он вырвался, а Лев сломал копье. Князь Галицкий выехал из строя, собрал отставших и отступивших и снова вдарил — на сей раз успешно, угры были смяты. Увидев их драп, побег и Ростислав. Полная победа, ознаменованная казнью пленного мадьярского воеводы (увы, его имя нам неизвестно — русские летописи, как всегда, лингвистически издеваются, зовя его Фильний, ака тупо Филя) и галицких бояр, служивших Ростиславу.
В том же году снова обострились отношения с Фридрихом Австрийским. У того была большая проблема — отсутствие детей. Единственной наследницей Австрии была его племянница Гертруд фон Бабенберг, и посему на ее руку объявилась масса претендентов. Наиболее активно домогались брака с принцессой круль Чехии Вацлав I Одноглазый (для старшего сына Владислава) и кайзер Фридрих II. Победил император, пообещавший будущему дяде Крайну и королевское титло — а чего не обещать, если после того смерти оно всё вернется к новобрачным? Но Гертруд оказалась девушкой с характером — во-первых, 17-летняя вьюница не жаждала оказаться в лапах 50-летнего козла, во-вторых, кайзер находился под отлучением, в-третьих, дядя в свое время украл у нее герцогскую корону, и она не чувствовала, что что-то такое особое ему должна.
Всё это сподвигло Одноглазого напасть на Австрию — до кучи всего, у него тоже были плохие отношения с кайзером, и наследства девицы Гертруд очень хотелось. А в союзники он взял Белу IV, которого папа Иннокентиус IV, продолжавший оставаться в контрах с Хоэнштауфеном, освободил от вассальной клятвы 1241 года. Но герцог всех опередил, причем в стиле «да идите вы все накуй!» — он оккупировал Крайну (обещали — отдавайте, а чего там девка говорила, я ХЗ), а затем вторгся в Угорщину, требуя взад три комитата. От такого фармазона все даже слегка опупели...
|
</> |