Огнь в сосуде
sapojnik — 02.07.2017 Вот принято считать, что у нас в России беда с эстетикой и промышленным дизайном. У нас даже на этом строится этакая извращенная национальная гордость, отражаемая в массе поговорок типа «неладно скроен, да крепко сшит». Мы и сами уверены, что «сделайте нам красиво» - не про нас, у нас, мол, другие достоинства: мы зато сделаем надежно, универсально, пусть кургузо, даже в чем-то уродливо, «зато сто лет простоит». И вообще у нас «эстетов» не любят, красоту отвергают, как нечто внешнее, поверхностное. Что есть красота? Сосуд она, в котором пустота? Или, блин, огонь, пылающий в сосуде?!Однако из этого универсального русского правила есть одно исключение! Я его сам недавно обнаружил, гуляючи, как полагается отцу семейства, по большому супермаркету.
Так вот: есть один товар (или вид товара), в производстве которого наша русская душа изливает все свои нерастраченные запасы эстетизма и любви к красоте, а также демонстрирует великолепное качество промышленного дизайна. Так что смотришь и обалдеваешь – «ведь умеют же, черти! Почему ж только ЭТО??»
Речь идет о водке. Да-да! Я и раньше обращал внимание, но вчера присмотрелся – и ахнул. Как оформляют у нас бутылки водки – так у нас ничто не оформляют. Водочный отдел – это просто какой-то парад красот. Даже и не поверишь, сколько всего, оказывается, можно сотворить с бутылкой, в которую налита прозрачная жидкость с довольно примитивной формулой.
Причем в оформлении бутылок водки идет в ход не только буйство фантазии художника, но и хайтек – чуть не каждая вторая с голограммой, там тебе открывается веер пространств, 3D во всей красе.
И ведь все реально КРАСИВО сделано. Со вкусом, с душой. Сочные краски, дивные образы, все направления живописи – от сугубого реализма до супрематизма. Вдоль водочных полок можно ходить, как по выставке современного искусства; и ведь ничего не повторяется! Кстати, по сравнению с водочными винные ряды на порядок более убоги: винные бутылки простые, без изюминки.
От водочных художников не отстают и копирайтеры (авторы текстов, названий и пояснений к ним). Обычно текстовки и «русские бренды» делаются тяп-ляп – но не в случае с водкой! Там полет фантазии, креативные идеи – все бьет ключом. Я вот уже сколько лет, к примеру, помню про водку «Парламент», что ее «очищают молоком». Каким молоком? Почему молоком?? Как можно водку очищать молоком? Ответы на все эти вопросы мне неизвестны, но сам образ этакого снежно белого, связанного с детством молока (которое, очевидно, впитывает в себя всю грязь, не теряя своей первозданной белизны) бьет непосредственно в подсознание.
Или вот на полке стоит водка «Дрова». Тут пишут, что наоборот – ее очищают как дровами. Или нет – ее делают из дров, настоящих, лесных, экологически чистых – и опять же, хоть и не понимаешь таинства этого интимного процесса, но связь водки и дров ощущаешь точно, это, видимо, что-то архетипическое.
Но вчера мне особенно понравилась водка «Воздух» (это тоже, кстати, особенность – водка, как видим, может быть всем и обозначать всё – дрова, парламент, воздух, журавлей – что и кого угодно). Бутылка «Воздух» - шедевр дизайна: стиль минималистский, но цвета подобраны снайперски, шрифт именно тот, какой нужно, смотреть можно часами. При этом у одной бутылки слово «Воздух» на белом фоне, у другой – на синем; я минут десять, как в популярной игре, сличал надписи на бутылках, пытаясь понять, чем «синяя» отличается от «белой»: так и не нашел, везде текст идентичен. То есть это чистая эстетика, избыточность от широкой русской русской души: можешь взять синюю, можешь белую, внутри все равно ОДНО.
Но меня там текст потряс. Авторы бутылки поведали, что производится водка «Воздух» так: из специально подготовленной (!) воды, которую смешивают со спиртом и обрушивают (!!) вниз с пятиметровой высоты. Вода, мол, в процессе падения «насыщается воздухом», и вот тут-то ее, не давая этот воздух потерять, живо заливают в бутылки. Потому-то и называется она «Воздух».
Эвона как. То есть в цеху, стало быть, соорудили натуральный водопад из чистейшей водки, такую мини-Ниагару; она там с шумом вечно падает – а вокруг стоят рабочие с бутылями и вдыхают тамошний ВОЗДУХ. Образ по мощи, мне кажется, достоин Венички Ерофеева.
Я, конечно, посмотрел - кто ж выдумал такую красоту. Кто производитель "воздуха"?? И тут ждал меня еще один удар по стереотипам: шедевр промдизайна создали не в Москве, не в Питере, не в новосибирском Академгородке; нет, 5-метровый водочный водопад придумали... на ликеро-водочном заводе в г. Великий Устюг! Да, в том самом, где якобы "родина Деда Мороза". Каково? А ведь бывал я там, друзья мои; до сего дня был уверен, что более убогого и депрессивного городишки еще поискать. Ан нет! Русский Дух веет, где хочет!
Удивительно, конечно, вся эта красота строится вокруг, в общем-то, никакого напитка. С2Н5ОН плюс вода. Но какие бездны креатива! Впрочем, может быть, в этом и смысл? Сам-то я водку практически не пью (купил бутылку на день рождения, третий год стоит непочатая) – но ведь для Русскаго Духа (тм) это и впрямь что-то сакральное.
В сосуде-то пустота – но какой огонь пылает вокруг…
|
</> |