Получая приз за
вклад, Стивен Спилберг говорил о причудах движения времени, которое
есть всего лишь игра света и ума. Каждый плывет в своем временном
потоке, но «что нас объединяет, так это чувство общей
человечности». «Спасибо вам за этого «Золотого Медведя», который
ревет мне: «Оглянись — посмотри, где ты был!» И я не могу себе
представить более значимого повода для такого наставления».
Режиссер Стивен Спилберг получил почетного «Золотого медведя»
73-го Берлинского кинофестиваля. На фото: режиссер Стивен Спилберг
(справа) и музыкант Боно (слева). Фото: AP / TASS
По существу Спилберг сформулировал существо и задачу
фестиваля, расположенного в центре Европы, на месте ее
исторического шрама: «Берлин может быть не таким блестящим, как
Канны или Венеция, но он знает, как максимально использовать то,
что мы могли бы назвать «этической звездной силой».
«Оглянись. Где ты есть?»
novayagazeta — 01.03.2023 Выбор жюри Берлинского фестиваля — послание одержимому миру. Итоги киносмотра с Ларисой Малюковой.Хватающая за сердце
мелодия единственного дока в конкурсе «На Адаманте» замечательного
мастера Николя Филибера — это человечность без пафоса и
надрыва.
Отдать главный приз картине о центре ментальной поддержки и
психиатрической помощи — когда кажется, что мир действительно сошел
с ума, — это сильно.
Но не социальный аспект фильма определил выбор
жюри.
«На Адаманте» —
захватывающий роман и деликатный коллективный портрет особенных
людей, которые сочиняют, рисуют, пишут стихи, зеркалящие их судьбы.
Общаются, учатся каким-то простым бытовым манипуляциям…
Это одиннадцатый полнометражный фильм Филибера,
предпочитающего глубокое погружение в жизнь своих героев. Он провел
несколько месяцев на борту баржи «Адамант», стоящей на якоре на
Сене в Париже. На «Адаманте» пациенты могут раскрыть творческий
потенциал и с его помощью высвободить свое «я». Это кино не про
«методики лечения», которое, кстати, поражает своей оригинальностью
и эмпатией. Про особый иммерсивный опыт, участниками которого
становятся и «члены клуба «Адамант», и случайные зрители их
выступлений, и зрители фильма Филибера.
В самом начале
мужчина с небольшим числом зубов страстно и вдохновенно распевает
хит «Человеческая бомба» группы «Телефон»: «Ты держишь человеческую
бомбу в руке / Спусковой крючок находится рядом с твоим сердцем».
Секрет нежного, открытого и щедрого на эмоции фильма Филибера в
том, что его сердце находится рядом с сердцем этого парня. На
«Адаманте» есть свои кафе, галерея, библиотека и даже киноклуб с
показами и обсуждениями фильмов Феллини, Аббаса Киаростами и Вуди
Аллена. На «Адаманте» — жизнь. И спасибо режиссеру, что позволил
нам почувствовать токи этой наполненной до краев хрупкой жизни,
присоединиться к открытому доброжелательному социуму «Адаманта». И
довериться совету одного из обитателей корабля: «принять верное
решение утром и потом убедиться, что у нас складывается хороший
день».
«Не сошли ли вы сами с ума?» — не без иронии спросил членов
жюри Филибер. Среди причин, которые вдохновили его на эту работу, —
желание изменить «стигматизирующие» взгляды в отношении людей с
проблемами психического здоровья, сократить дистанцию между
пациентами и теми, кто за пределами клиники.
…Худрук Берлинского кинофестиваля Карло Шатриан и его команда
отборщиков попыталась собрать в один узел политику, искусство и
сильные эмоции. Поэтому программа выглядит столь эклектично,
неровно. Но она не похожа на нарядную витрину современного кино.
Скорее это диалог кинематографа с истеричной современностью,
которая с закрытыми глазами, как Эдип из премированного арт-проекта
неустаревающей радикалки Ангелы Шанелек, бредет к краю своей
судьбы. Экспериментальная почти бессловесная «Музыка»
Шанелек получила приз за сценарий. Решение кажется
парадоксальным, но при этом подтверждающим бесконечный визуальный
потенциал кинематографа, когда-то закрепостившего себя в
«слово».
За политику отвечали сразу несколько громких работ: «Голда. Судный день» Наттива, «Суперсила» Шона Пенна и Кауфмана и «Восточный фронт» Манского и Титаренко, показанный 24 февраля, когда по всему Берлину шли митинги и демонстрации в поддержку Украины. Но не «Голда…», чрезмерно увлекшаяся идентичностью Хелен Миррен Голде Меир и тактическими подробностями войны, и не «Суперсила», в которой Шон Пенн со стаканом виски не выходит из кадра, затмевая Зеленского, а именно «Восточный фронт» стал главным доком «момента». Не только потому, что события фильма созвучны сегодняшним болям и страхам мира. Просто ее герои, работающие на полях сражения спасателями, оказались на экране живыми, близкими, за которых переживаешь. А погибающих на твоих глазах людей и животных уже не вырубить из памяти.
Впервые в конкурсе сразу две анимации. «Арт-колледж 1994» — мощная рефлексия на вечнозеленую тему взаимоотношений искусства и художника, как выяснилось, заложника не только вечности, но и сиюминутного момента. В центре споров оказалось анимэ «Судзумэ закрывает двери» маэстро Макото Синкай. Немыслимый синтез коммерции с искусством, тинейджеровской романтики приключений девочки, ее любимого стула со сломанной ножкой и бесовского котика — с мотивами апокалипсиса. Это первый за двадцать лет анимефильм, участвующий в берлинском конкурсе. По неслучайному совпадению его предшественником были «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки, мэтра, которого называет своим учителем ловец снов Синкай. А его восхитительное анимэ, которое непременно завоюет экраны мира, посвящено силе духа, той, что мощнее сокрушительных стихий и потаенных злых начал.
Семейные драмы в интерьере современного общества — еще один сквозной сюжет программы. «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру получил классик французского кино Филипп Гаррель за «Большую колесницу» — о распаде труппы кукловодов и постепенном исчезновеним профессии тех, кто одушевляет марионеток. И это неуклонное угасание рифмуется со стиранием, обнулением семейных связей. Старшие уходят, молодые отдаляются друг от друга. Только ненадежное семейное дело еще как-то пробивает стены отчужденности, держит их рядом — за ширмой кукольного театра-жизни. Заметим, что это во всех отношениях «семейное кино».
Семидесятичетырехлетний режиссер соединил в небольшой съемочной группе своих детей: известных актеров Луи, Эстер и Лену. А посвящена картина отцу Филиппа, основателю династии Морису Гаррелю, который до того, как стать актером, был кукольником.
Жюри просмотрело тонкую драму «Тотем» мексиканского режиссера Лилы Авилес («Горничная»). Пейзаж семейной драмы, в которой жизнь и смерть сцепились в родственных объятьях. Один день большой творческой семьи, вечером день рождения любимого мужа, брата, отца семилетней девочки, замечательно сыгранной Наимой Сентиес. Ее глазами видим происходящее, разделяем ее недоумение: почему ей нельзя видеть отца? Почему жизненно важно обнять его. И в чем различие смерти одного человека и конца света?
Центр драмы «20 тысяч разновидностей пчел» испанского режиссера Эстибалиса Урресолы Солагурена — молчаливый девятилетний мальчик, который ощущает себя скорее девочкой. Просит всех называть его нейтральным именем Коко. Но и скульпторша мама, и мудрая пчеловодка бабушка мучительно и трудно свыкаются с проблемой гендерной амбивалентности их ребенка. Девятилетняя София Отеро, сыгравшая в фильме главную роль, — самая юная обладательница приза за лучшую роль в истории «Берлинале».
Приза жюри удостоен португальский режиссер Жуан Канижу за фреску «Плохая жизнь». Здесь семейным делом является некогда роскошный, а ныне ветшающий отель, которым управляют женщины разных возрастов с трудными судьбами, запутанными отношениями, травмами — забытыми и кипящими. Умиротворенная жизнь отдыхающих — нарядная сцена для праздной жизни; тяжелый труд и отчаянные гибельные страсти — за ее кулисами
Приз Большого жюри — «Красное небо» Кристиана Петцольда. О творческом кризисе, который герой преодолевает, пережив личную трагедию и неразделенную любовь. О стихиях, частью которых является человек. Редкий сплав авторского и зрительского кино.
Как всегда, можно
спорить о странностях выбора жюри, проигнорировавшего лучшие
работы, например, чудесную акварельную картину Селин Сон
«Прошлые жизни»
или живописную поэму о поколении рубежа веков «Арт-колледж 1994» Лю Цзяня. Но
жюри предпочло прошлому — настоящее c его проблемами.
«Мы живем в реактивное, сверхвзволнованное время, —
сказала Кристен
Стюарт. — Для нас кино — возможность говорить о том,
чем мы одержимы.
Художник не сторонится темных, отвратительных сторон жизни. Его задача пропустить все это через свое сердце, создав что-то красивое, полезное, объясняющее нам наше время».
обозреватель «Новой газеты»
|
</> |