Автобус Рига‒Москва
отходит в семь вечера. У перрона очередь, ждем посадки. Сырой ветер
пролезает в рукава и за воротник. Очередь постепенно растет, и, это
я пойму уже позже, пассажиры с огромными чемоданами и сумками, на
которые у них не хватает рук, — украинцы. Стоящие в очереди на
посадку достают паспорта для контролера. Синий, синий, красный,
синий… Синие украинские паспорта вперемешку с красными российскими
и латвийскими поочередно.
Ловлю себя на мысли, что мне не хочется, чтобы люди, стоящие
позади меня, видели мой российский паспорт. Я еду на
Родину.
Украинских пассажиров оказывается пол-автобуса.
— Ну что, доча, поихалы!
Нам ехать вместе ночь и полдня.
— Поехали.
Ночной автобус

***
Сзади меня двое пассажиров-украинцев. Случайные попутчики, они сразу начинают общаться. Через два часа я уже знаю, что Оле сорок, она развелась с мужем-алкоголиком, на которого «убила 18 лет жизни», а Володя с женой уже вместе 30 лет, и две дочки у них.
Володя говорит, не умолкая, но в его веселом разговоре — ни слова о жизни на линии фронта, ни слова о разрушенном доме. Он все время шутит и сам с удовольствием смеется. На вопрос спутницы, откуда он, отвечает: «С Донецка». В какой-то момент чертыхается: «Вот ведь, дожили. Не знаешь уже, как с человеком разговаривать. Что можно, а что нельзя говорить, не знаешь. Вот у меня друг, все меня против ***** настраивал. Я ему говорю: «Ты — дурак вообще. Если б не Россия, то к нам американцы пришли бы. И ты под американцами бы сдох»… Оля в ответ молчит.
Мои украинские
попутчики в основном женщины средних лет. Они выглядят вполне
ухоженными, у некоторых свежий маникюр и брендовая (условно)
одежда. Но лица — уставшие какой-то долгой, выматывающей
усталостью.
До границы с Россией еще три часа пути, и я включаю на экране
впереди стоящего сиденья монитор, чтобы посмотреть фильм. Выбираю
оскаровского номинанта, фильм «Девушка из Дании» о судьбе первого в
истории трансгендера — датского художника Эйнара
Вегенера.
Этот фильм в России я посмотреть уже вряд ли смогу, он точно в списке запрещенных по закону о гей-пропаганде. В какой-то момент на экране возникает очередной герой, и меня берет оторопь — вылитый Путин в молодости. Сходство актера Схунартса Маттиаса с «главным продюсером» нынешних событий настолько очевидно, что дальше я будто смотрю фильм с Путиным, который по сюжету — герой однозначно положительный и толерантный. Каждый раз, когда «Путин» появляется на экране, я напрягаюсь, потому что украинцу Володе сзади точно видно, что я смотрю. Позже выясню, что актера рассматривают на роль Путина в проекте Голливуда.
На латвийской
границе в Резекне пограничник у всех собирает паспорта в автобусе и
уходит. Минут через сорок он возвращается и, выкликая имена,
начинает раздавать паспорта. Пассажиры, прям как дети, едущие в
пионерлагерь, с готовностью откликаются, и красные и синие книжки
передают из рук в руки их владельцам.
Латвия выпустила всех.
***
В час ночи мы
прибываем на погранпункт «Бурачки». Всех просят забрать багаж и
освободить автобус. Дальше сонно-раздраженная очередь раздваивается
в два окна. Украинцам надо заполнить листок декларации. «Саня,
слышь, а как писать? Я латиницей не умею. А отчество надо?»
Погранпункт «Бурачки» на такой поток людей не рассчитан.
Половина очереди не умещается в зале и остается на улице. Передо
мной девушка лет 18, с двумя темными косичками, вытирая бисерный
пот, спрашивает: «А с украинским паспортом в какую очередь
становиться? Я запуталась…» Услышав, что в любую, она начинает
двигать к окошку пограничника свои вещи — два побитых изодранных
чемодана, спортивную сумку с оторванной лямкой, два полиэтиленовых
пакета. Ей не хватает рук, и пожилой латыш молча помогает
ей.
Очередь на ленте, где просвечивают багаж, внезапно стопорится. Парня лет двадцати на вид, худого, явно давно не спавшего и оттого одуревшего от дороги, просят открыть чемодан. В чемодане у него штук пять банок с домашними закрутками. «Это что у вас?» — стертым голосом спрашивает таможенник. Парень молчит. Весь зал тоже внезапно замолкает и смотрит в его сторону, на разъятый чемодан. «Это мама. Мама дала с собой…»
Два рижских
бальзама в моем чемодане проходят сквозь ленту без вопросов.
Потом подгоняют автобус, и мы садимся. Из пары десятков
украинцев четверых просят выйти «для уточнения». Ожидание
затягивается на три часа. В шесть утра они возвращаются. На свое
сиденье садится и Ольга. Ольга тихо матерится, а Володя шутит: «А
нечего по Европам мотаться». Оля не реагирует, и я слышу, как она,
шурша пакетом, шепчет: «Где этот новопассит? Тут же
был».
Володя удовлетворенно спрашивает: «Что? Трясет? А чего к тебе
докопались?»
Женщина минут пять рассказывает, как спрашивали, зачем и к
кому она едет. Кто из родственников у нее в России. И как стали
пробивать по базе телефон брата, а потом долго выясняли, почему у
нее так много заблокированных номеров.
— Так я ж объясняю: «заблокировала, чтобы гадости мне те, кто
остался, не писали». И еще
искали у меня в телефоне, что я смотрю. Мы, говорят, вашу
жизнь проверим досконально. А я говорю: «А проверяйте. У меня вся
жизнь теперь в одном чемодане»…
Через 10 минут —
остановка на заправке. Народ с радостью вываливается в темень,
вдохнуть свежего воздуха. Кто-то идет в маленький маркет купить
воды. Все как будто оживают, потому что теперь у нас у всех только
еще 8 часов пути и никаких контролей. А это пережить можно.
Внезапно, когда автобус уже тронулся, по салону разносится
мужской крик: «Стойте, стойте!» Водитель тормозит, и молодой
мужчина с извиняющейся интонацией говорит: «Катя только проснулась
и мороженого захотела. Она у меня беременная». Мы ждем, когда он,
скача через обледенелые лужи, сгоняет за мороженым. Все молчат. Он
возвращается, и весь автобус смотрит в угол салона, где сидит
Катя.
Через полчаса, когда мороженое съедено, женщины начинают
рассуждать о том, что сидеть вот так с животом долгую дорогу
вредно, и надо бы ее мужу найти место, а ей расположиться на его —
посвободнее. Место находится. А Катя, смущаясь до красных пятен,
тихо говорит: «У меня мальчик и девочка будут. Через два месяца».
Кате с мужем из Москвы ехать дальше, уже другим
автобусом.
Наконец, когда небо начинает бледнеть предрассветной
пепельной дымкой, автобус засыпает.
***
— Женщина,
женщина…
Я поворачиваюсь. Володя, протягивая телефон, говорит: «Вы ж с
Москвы? Да? Вы мне покажите в навигаторе, как мне до вокзала «Южные
ворота» добраться. У меня оттуда автобус в Ростов
сегодня».
Володя приносит мне из автобусного автомата кофе. Сам пьет
воду. Я спрашиваю: «А что себе кофе не взяли? Кончился?» Володя
отмахивается: «Да у меня желчный барахлит. На нервной почве. Счас
везде нервная почва. А я со вчерашнего дня не ел». Я протягиваю ему
протеиновый батончик: «Держите. Вам еще долго без еды». Володя
отмахивается и препирается, но в итоге берет.
Мы подъезжаем к Москве, начинаются пробки, и автобус,
внезапно очнувшись, прилипает к окнам. Я иду по проходу вниз к
туалету и слышу, как женщина, обняв девочку лет десяти,
говорит:
«Наш город раньше тоже красивым был».
Приехали. Народ начинает из глубокой утробы автобуса вынимать чемоданы. Катя стоит, упершись руками в поясницу, смотрит куда-то вверх. «Катя, да глянь уже. Цэ наш чемодан?»
Девушку с черными
косичками встречает мужчина средних лет и одной рукой прижимает ее
к плечу. Девочка вытаптывает на снегу какую-то фигуру.
— Девушка! — я оглядываюсь, за спиной стоит Володя с
чемоданом и маленькой плетеной корзинкой. — Вы меня с собой в метро
возьмете? А то я ж потеряюсь.
Мы идем к метро. Он садится напротив меня в вагоне и тут же
делает селфи. А потом наговаривает голосовое сообщение: «Короче,
Люба, я тут как король еду. Не шмонали, ничего не потерял. Все
путем».
|
</> |