Однажды ночью...

Было там и сюрпризное, было и неприличное - прямо очень! Поэтому особо стеснительным - под кат не ходить!
Было это давно. В бытность мою в университете. Зима. Белый-белый снег, который засыпал все улицы, дома и лес в Академгородке, и продолжал периодически падать с неба то волшебными хлопьями, то мелкими снежинками, которые так интересно разглядывать по отдельности на варежке.
Иногда ветер поднимал снежную пыль с сугробов, и она густым колючим облаком заметала лицо. Темнело рано. Сумерки синели, а снег явственнее проявлял свою белизну и делал их светлыми, а под фонарями сиял и искрился.
Вот в такой волшебный вечер мы собрались дома у однокурсницы Наташи. Собрала нас не беспечность и желание погадать в Крещенский вечерок, а необходимость подготовиться к экзамену по русской литературе 18 века.
Надо сказать, что экзамен этот был крепким орешком. Дело в том, что читала нам его замечательная женщина, красавица и умница, довольно молодая Елена Ивановна. Но лекции ее - проверено поколениями студентов - невозможно было записать. Как ей это удавалось? Вроде и рассказывала связно и интересно, и писали за ней разные студенты, среди которых были асы конспектирования, но факт остается фактом - как заговоренные, лекции после записи становились нечитаемые. Какие-то обрывки мыслей, скачки и пружинки. Честно скажу, все поколения студентов сходились во мнении, что Елена Ивановна была самой настоящей ведьмой!
Кроме этого, учебники были крайне бестолковы, невероятно полны-толсты, а это, сами знаете, крупный недостаток при недостатке же времени. Поди прочитай за ночь 500 страниц умного
И наконец, милейшая Елена Ивановна дала нам список вопросов в количестве 100 штук, не меньше, ибо занимал этот список лист А-4 с одной стороны до конца, а на обороте - до половины.
Да и сами вопросы были таковы, что впору диссертации писать. Один вопрос - один автор. Например, Михайло Ломоносов.
Ну, этот еще ничего, про него что-то со школьных времен можно накопать на ответ. А вот что ты скажешь про вопрос "Антиох Кантемир"? На нем-то и споткнулась Света. Но об этом - ниже.
В общем, решили мы собраться, ибо ум хорошо, а два и более - еще лучше. В комнате у Наташи тепло и уютно, за окном - зимние сумерки, а посередине комнаты мы поставили раскладушку без постельных принадлежностей - вдруг кто-нибудь вырубится, мало ли...
Лида, Нина со своей хрестоматией, Наташа и я расселись поудобнее и начали с первого номера по списку. Называем автора, и каждая рассказывает о нем все, что знает. Так, потихоньку продвигаясь вперед, мы доходим до 11 номера, а стрелки часов подбираются к 11 вечера. Но мы не унываем - это не наш метод. Что-то же уже знаем, да и ночь впереди.
Родители Наташи - милейшие люди - ложатся спать в соседней комнате. И вдруг! О это вдруг! Вечно оно врывается в плавное повествование и течение жизни, взбадривая и понукая. Наташа открыла дверь - на пороге, вся заметенная снегом, в валенках, стояла Светлана. Вид у нее был совершенно потерянный. Оказывается, осознав свое полное невежество в русской литературе 18 века и вспомнив, что экзамен завтра, она пошла наугад, чтоб узнать, где и кто хоть что-то знает и чем может помочь.
Всегда веселая, бодрая, яркая, шумная, она была на себя не похожа. Скинув пальто и валенки, обрадовавшись, что не ошиблась в нас, она разлеглась на раскладушке и, притихшая, заложив руки за голову, стала слушать наши росказни. Она немного печалилась, что мы без нее прошли уже более десяти вопросов, но только немножко - она никогда не унывала. И только когда мы заканчивали обсуждать очередного автора и наступала некоторая пауза, она неизменно взволнованно задавала один и тот же вопрос:
-Девчонки, а что такое Антиох Кантемир?
Надо сказать, что он шел под номером 4 и его мы уже прошли. Поэтому отвечали ей сбивчиво то да сё, но, видимо, очень уж сбивчиво, потому что она в очередную паузу опять вставляла свой вопрос:
-Нет, ну скажите, что такое Антиох Кантемир?
...Часа в три мы решили, что пора подкрепиться, и дружно пошли на кухню. Голова пухла, глаза слипались, животы подвело. А Света, увидев, что Наташа стала жарить яичницу на всю компанию, вдруг оживилась и стала с горящим взором рассказывать анекдоты про поручика Ржевского.
Далее мое перо теряет свою прыть, ибо я не уверена, готова ли вспомнить сейчас для моих милых и деликатных читателей столь первобытно смешные и весьма остроумные анекдоты. Не будет ли это злоупотреблением их терпением и
снисхождением? В общем, сильно сомневаюсь, но иначе рассказ о филологических изысках и литературе 18 века будет неполным.
Итак, не без трепета повторяю Светину прямую речь:
-Призывает как-то к себе поручик Ржевский денщика и говорит:"Придумай-ка мне, братец, какой-нибудь каламбур. Мне в собрание идти, хочу там всех поразить."
"Что ж, - отвечает денщик, - это можно. Едет баба на телеге, груженной яйцами. А навстречу - мужик на телеге, полной дёрна. Встречаются они на мосту, и баба говорит мужику:" Дай дёрну за яйца!"
Мы все покатываемся со смеху, а Света продолжает:
- Ха-ха-ха! - радуется Ржевский.
Вот приходит он в собрание и кричит"Господа! Отличный каламбур! Едет баба на телеге, полной... э-э.. ну, скажем, яблоками. А навстречу мужик с полной телегой...э-э...ну, например, груш. Встречаются на мосту, и баба говорит мужику:" Дай дёрну за яйца!"
Мы взревели от хохота, одной Наташе не до смеха.
-Между прочим, - спокойно говорит она, - родители в комнате не спят.
Мы притихаем. Хихикаем в полголоса. А Наташа опять за свое:
-Между прочим, там все отлично слышно.
Но Света, вдохновленная успехом, продолжает с не меньшим энтузиазмом. Анекдоты так и сыплются из неё. И зачем только Наташа стала делать яичницу?!
...Мы возвращаемся в комнату. Света уходит домой - она живет недалеко. Но перед уходом она совершит еще два кульбита - во-первых, окажется, что она ничего не сказала дома, и ее потеряли. Хорошо, что в те годы не приходило на ум что-то страшное, и родители догадались, что она где-то у сокурсников готовится к экзамену.
А во-вторых, она насмешила нас не меньше, чем историями про поручика, тем, что наконец-то поняла, что такое Антиох Кантемир.
-Так это имя такое... И фамилиё... А думала, что-то особенное, типа нового литературного жанра или произведения.
К чести Светланы надо сказать, что когда в конце списка мы вышли на Богдановича (Господи, какой еще Козлевич! Я не знаю никакого Козлевича! Шура! Где мои деньги?!), Светлана оживилась, встрепенулась и, подскочив на раскладушке, сказала:
-Это я знаю Я читала. Девчонки! Такое интересное - про любовь!
И рассказала нам "Душечку", такую чудесную, волшебную и светлую историю.
...Утром мы дружно шли в универ по убродному снегу - за ночь намело, и мы протаптывали тропинки, поминутно падая и спотыкаясь. За ночь не только намело, но и крепко подморозило. Нам удалось немного поспать, настроение было бодрое, немного нервное, как и подобает перед экзаменом. Впереди шла Нина, за ней мы гуськом. Мы громко переговаривались, шутили, смеялись.
Совершенно не помню экзамен. Но сдали все. Елена Ивановна хоть и путала следы на лекциях, на экзамене как-то непонятно умела выводить студентов на прямую и ровную дорогу.
И как ей это удавалось? Не знаю. Точно - ведьма!
|
</> |