Одна картина из коллекции Пушкинского музея


Амеде Озанфан (1886-1966), Франция. Графика на чёрном фоне, 1928. Холст, масло. 97х130
В Галерее искусства стран Европы и Америки Пушкинского музея есть одно произведение Амеде Озанфана - французского художника и теоретика посткубизма, основателя пуризма - "Графика на черном фоне". Картина относится к расцвету пуризма - течения в живописи модернизма начала XX века, которое художник возглавил вместе с архитектором Ле Корбюзье. Непосредственно связанный с архитектурой конструктивистов пуризм основывался на беспрекословном почитании геометрии и стремлении к максимальному упрощению и очищению форм, к изображению "первичных" элементов.
Своё живописное полотно Амеде Озанфан назвал "Графикой на чёрном фоне". И действительно, всё богатство цветов и оттенков сводится им к элементарным - чёрному, белому и красному, а всё многообразие форм, объёмов, фактур - к условному лаконичному контуру. Для своей картины в качестве предметов Озанфан выбрал стандартизированную продукцию - типовую керамическую и стеклянную посуду. Выбор предметов ширпотреба, произведенных машиной, характерен для пуристов. Доводя схематизацию форм изображенных вещей почти до абстракции, художник как бы проецирует их легкие силуэты на равномерно окрашенную черную плоскость так, что все они кажутся расположенными в разных пространственных зонах. Очевидно, изображённые на полотне предметы и пространство носят отвлечённый и абсолютный характер. Выстраивая своё полотно, продумывая соотношение предметов и пространства, Озанфан опирался на строгие математические расчёты, пользовался принципом "золотого сечения". Его задачей было создать некий идеальный, высший порядок, способный воплотить в себе "новый дух времени". "Новый дух" - так назывался павильон на выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году, автором которого, наряду с архитектором Ле Карбюзье, был и Амеде Озанфан.

Французский павильон "Новый дух" (Эспри Нуво). Фото: madparis.fr
По замыслу Ле Корбюзье, "Эспри Нуво" представлял собой типовую жилую ячейку с минимальным набором оборудования и собственной крышей-террасой. Это был унифицированный модуль, предназначенный для серийного производства и применения в сборке многоэтажных домов. Конфигурация сборки могла быть абсолютно разной и давала возможность создания разных архитектурных форм. Появление высокого дерева, проходящего через весь объём павильона, объясняется особенностями ландшафта, выделенного Ле Корбюзье под застройку, которые он смог виртуозно обыграть.
Задачи у павильона и у полотен Озанфана были общие - декларировать и воплощать собой прообраз и символ будущей архитектурно-предметной среды. "Новый дух" был задуман как храм, а полотна Озанфана - как иконостас нового культа современной технологической цивилизации. Выставка 1925 года в Париже стала триумфом именно для французских дизайнеров и производителей.

Фото: corbusier.totalarch.com
|
</> |