Одна "империя зла" умерла 23 года назад. Умрет ли вторая?
antonrumata — 10.02.2014 1 сентября 1983 года, советский самолет-перехватчик Су-15, под управлением Геннадия Николаевича Осиповича, сбил пассажирский «Боинг 747» южнокорейской авиакомпании «Korean Air Lines». Погибло 246 человек, включая детей. Инцидент с «Боингом» «доказал» всему миру, что Рейган не ошибся назвав в марте этого же года СССР — «империей зла».Я хочу сравнить эту историю с похожей, которая произошла спустя пять лет.
Су-15:
03 июля 1988 года, американский крейсер «Vincennes» типа «Ticonderoga» над Персидским заливом, сбил пассажирский «Airbus A300» иранской авиакомпании. Погибло 290 человек, включая детей.
Американский крейсер типа «Ticonderoga»:
В этом посте не будет рассуждений на тему, какие плохие «демократические» страны, а какой хороший был СССР (и наоборот). Нет, я просто сравню, указывая факты, две эти катастрофы, и сделаю определенные выводы.
Диспозиция по инциденту с «Airbus A300»:
Началось все с того, что во время ирано-иракского конфликта, США охраняли кувейтские танкеры от нападений. Американский крейсер, находился в территориальных водах Ирана, очутился он там, преследуя иранские «москитные» лодки, которые атаковали штатный вертолет крейсера. Преследуя катера иранцев, «Vincennes» потопил две из трех лодок. Во время погони радары крейсера засекли иранский разведывательный самолет P-3 «Орион». Чуть позже в зону действия ПВО американцев попал «Airbus A300», который совершал короткий 28-минутный полет в аэропорт Дубаи. Сиcтема AEGIS установленная на борту «Vincennes», опознала гражданский лайнер, как F-14 «ТомКэт» иранских ВВС.
F-14 ВВС Ирана:
После опознания цели, (по сообщениям американских военных) офицеры боевого управления авиации крейсера 11 раз пытались связаться с воздушным судном, опознанным как «ТомКэт». Пилоты "Airbus", принимали все сигналы, но посчитали, что это относиться к «Ориону» и не отвечали. Американцы не получив ответа уничтожили лайнер двумя зенитными ракетами.
Диспозиция по инциденту с «Боинг 747»:
«Боинг 747» совершал полет по рейсу Нью-Йорк — Сеул. Дозаправившись в Анкоридже, лайнер вылетел в Сеул. Почти с самого начала полета самолет начал отклоняться к северу от намеченного маршрута:
Одновременно в воздухе с «Боингом» находился, американский самолет разведчик RC-135 и впоследствии, прошел рядом с корейским лайнером, да так, что на какое-то время на советских радарах, сигналы двух самолетов слились. По размерам воздушные суда этих типов — одинаковые:
RC-135:
Когда лайнер приблизился к Камчатке, на его перехват вылетели шесть «Миг-23». Пассажирскому воздушному судну постоянно передавали сообщения о недопустимости пролета над территорией СССР, но самолет не реагировал. Перехватчикам приказ на уничтожение не поступил, и лайнер покинул территорию союза.
Впоследствии отклонившись уже на 300 километров от маршрута, «Боинг» приблизился к острову Сахалин, опять с заходом на советскую территорию.
На перехват подняли два Су-15, один из которых догнав лайнер, сделал предупредительные выстрелы из пушки, но, что странно, не трассирующими боеприпасами. Так же пилот Осипович, не связывался с лайнером, так как приказа на связь не было, а самому пилоту Су-15, пришлось бы для этого переходить на другую частоту, на что банально не было времени. При расследовании выяснилось, что пилоты корейского самолета видели перехватчик, и именно из-за этого стали снижать скорость. Такое действие было расценено как попытку ухода от перехватчика, так как снижение скорости заставило бы Су-15 свалиться в штопор. Был выдан приказ на уничтожение — Осипович сбил лайнер.
Как вы видите, обе трагедии случились практически при одинаковых условиях.
ВМФ США, можно обвинить в том, что они находились в чужих водах и это агрессия, но не стоит забывать, о том, что иранские катера первыми атаковали крейсер ВМФ США. Американские военные были сильно напряжены психологически. Так же стоит упомянуть, что около года назад от описываемых событий, иракский «Мираж» успешно атаковал американский эсминец «Stark», корабль был сильно поврежден и 37 моряков не вернулось в США. А 14 апреля 1988 года в этом же районе подорвался на неизвестной мине фрегат «Samuel B. Roberts».
Советские офицеры ПВО, так же не были рады сложившейся ситуации, обстановка в то время на Дальнем востоке была горячее некуда. Три американских авианосца у Алеутских островов, СССР официально объявлен «империей зла», идет война в Афганистане, американские самолеты над Курильскими островами постоянно заходят вглубь территории СССР на 30 километров и далее, проводят условные атаки военных объектов.
Так что мне видится, причины и следствия одинаковые, что у СССР, что у США.
Но вот реакция на две одинаковые трагедии, на первый взгляд, абсолютно разная, коротко описать её можно так:
Инцидент с «Боингом 747» привел к огромному скандалу. Пресса всего «цивилизованного» мира прокляла советы, как хладнокровного убийцу.
Инцидент с «Airbus A300» привел к
Пример номеров журнала «Time»:
В номере, где статья о трагедии в Персидском заливе, можно увидеть заголовок статьи (сверху слева). Вот источники обложек: первая и вторая.
Для начала, все ясно. Циничный западный мир не видя "бревна в своем глазу" запустил на полную мощь пропагандистскую машину.
А теперь разберем все более подробно:
Сравниваем — ситуация с «Боингом»:
Реакция СССР и стран Варшавского договора на погибший «Боинг»:
Пресса СССР «отмазывалась» очень топорно, вот заявление ТАСС:
«В ночь с 31-го августа на 1-e сентября с. г. самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал. Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря.»
Т.е., утверждают, что вообще самолет не сбивали, но через неделю, так как в мире началась огромная истерия по этому поводу, нужно было оправдываться официально.
Столь важное дело поручили Начальнику Генерального Штаба маршалу Огаркову. 9 сентября при полном параде, с указкой, на фоне карты Дальнего Востока маршал убедительно разъяснил, что «людей, конечно, жаль, но ПВО отработало правильно», и это была тщательно спланированная шпионская миссия США по вскрытию системы советской противовоздушной обороны. Выступление, как водится, состояло из трех частей: правда, добросовестные заблуждения и наглая ложь. К правде следует отнести чёткое, по-военному краткое, но обстоятельное описание разведывательных сил и средств вероятного противника. А заблуждался начгенштаба в следующем:
- Вылет рейса был задержан специально для синхронизации с пролётами спутника-шпиона Феррет-Д над Камчаткой и Сахалином. Задержки в порту Анкориджа были в порядке вещей, хотя со спутником они очень точно засинхронизировались, даже янки это не отрицают.
- Нарушитель выполнил манёвр с целью оторваться от перехватчика. Банальная смена эшелона, согласованная с диспетчером.
- Нарушитель изменил курс над Охотским морем вне зоны контроля РЛС, чтобы специально пролететь над Сахалином. Боинг шёл магнитным курсом, а вменяемые самолеты так не летают. Понятно, что, подумав, ПВО-шники решили, что нарушитель доворачивал на Сахалин.
- Пилоты нарушили пространство СССР преднамеренно. Записи бортовых самописцев показывают обычную атмосферу в кабине, никак не подтверждающую злой замысел. Но это стало понятно только после подъёма ящиков.
- Предупредительная очередь не могла быть замечена пилотами нарушителя, так как не было трассеров.
- Непреднамеренный проскок Осиповича вперёд нарушителя трактовался как выполнение процедуры принуждения к посадке.
- Осипович не выполнял попыток связаться на международных частотах: у него не было на это времени.
Реакция на погибший «Боинг» — США и других «демократических» стран:
Рональд Рейган:
«Преступления против человечности, которое никогда не должно быть забыто»
«Акт варварства и нечеловеческой жестокости»
Конгресс США:
«Атаковать безоружный гражданский самолет — все равно что атаковать автобус со школьниками»
Ричард Бэрт, руководитель кризисной группы при президенте США:
«Мы достали их! Достали сволочей!»
Народ в США вышел на демонстрации сжигая флаги СССР, подобное прокатилось по всему миру. В Южной Корее вообще творился ужас.
В ООН предоставили запись перехвата переговоров:
Делегация СССР как-то пыталась отбиваться, но американцы предложили послушать пленку с перехватом. 50 минут члены Совбеза в полном молчании слушали доклады летчиков, наконец, Геннадий Осипович устало доложил на землю: «Цель уничтожена». «Target is destroyed», полным драматизма голосом произнес переводчик. И тишина.
Джин Киркпатрик, представитель США в ООН:
«Цивилизованные страны не признают отклонение от маршрута преступлением, за которое полагается смертная казнь»
Теперь отзывы на трагедию с «Airbus A300»:
Реакция на погибший «Airbus A300» — США и других «демократических» стран:
Журнал «Time» — пример выше.
Вице-президент Джордж Буш-старший: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, что бы ни произошло»
«Большинство американцев верят, что действия крейсера „Винсеннес“, сбившего иранский пассажирский самолет, оправданны», — подвела итог «Вашингтон пост», отмечая, что так считают 71 процент участников общенационального опроса, проведенного газетой совместно с телекомпанией Эй-Би-Си; 74 процента опрошенных заявили, что в «случившемся в большей степени виноват Иран».
Президенту США Рональду Рейгану пришлось сделать специальное заявление. Он признал ответственность американских ВМС за гибель иранского лайнера, охарактеризовал ее как «страшную человеческую трагедию». Однако, добавил президент, ракеты были выпущены в качестве «надлежащей оборонительной акции» с целью «самозащиты от возможного нападения».
Через десять лет,США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61,8 млн. за 248 погибших, из расчета 300000 долларов за каждую трудоспособную жертву и 150000 за каждого иждивенца. Компенсировать стоимость самолёта (около 30 млн. долларов) США отказались.
Через 22 года:
Официальный Вашингтон до сих пор не готов принести Тегерану извинения за сбитый ВМС США 22 года назад пассажирский лайнер национальной авиакомпании Ирана, заявил и.о. заместителя начальника пресс-службы госдепартамента США Марк Тонер.
Отвечая на брифинге для журналистов на вопросы на эту тему он заверил, что американские власти считают произошедшее «ужасной трагедией» и выражают слова «сочувствия и соболезнования» родным и близким пассажиров и экипажа иранского самолета, уничтоженного более двух десятилетий тому назад американским крейсером Vincennes в небе над Персидским заливом.
При этом американский дипломат напомнил, что в 1996 году США и Иран «достигли договоренности о полном и окончательном урегулировании всех споров, разногласий, претензий и встречных претензий, относящихся к данному инциденту, в Международном Суде» в Гааге — главном судебном органе ООН.
Когда же Тонера поинтересовались, извинилось ли правительство США за случившееся, он ответил: «Не думаю». Просьбу уточнить, почему этого не было сделано, он по существу оставил без ответа.
«Я не собираюсь обсуждать, были извинения или нет», — заявил официальный представитель внешнеполитического ведомства США, отказавшись от дальнейших комментариев по этому поводу.
Реакция СССР и стран Варшавского договора, а так же исламских стран на погибший «Airbus A300»:
«Правда» 4 июля 1988 года
Никосия, 3. (ТАСС). Иранский авиалайнер с 290 пассажирами на борту исчез сегодня над Персидским заливом. Как передает агентство ИРНА (Иран) «он был сбит огнем американских боевых кораблей». Самолет вылетел утром из Иранского города Бендер-Аббас и направлялся в княжество Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты). По предварительным данным, все находившиеся на борту погибли.
«Правда» 5 июля 1988 года
Вашингтон, 4. (Соб. корр. «Правды»). В небе над Персидским заливом совершено хладнокровное убийство. Американский крейсер «Винсеннес» ракетным залпом уничтожил иранский пассажирский самолет. Все находившиеся на борту 298 человек погибли...
С раннего утра в официальном Вашингтоне была введена в действие крупнокалиберная пропагандистская артиллерия. Одновременно в ходе лихорадочных межведомственных консультаций обговаривались «наиболее пристойные» версии преступления, которыми можно было выйти к общественности. На созванной пополудни пресс-конференции председатель комитета начальников штабов адмирал У.Кроу в основном делал упор на «смягчающие обстоятельства».
Уже вначале пресс-конференции стало очевидным отсутствие какого бы то ни было раскаяния по поводу совершенного злодеяния. У.Кроу обвинил Иран чуть ли не в умышленно провокации.
«Московские новости» 17 июля 1988 года
... В этом свете кажутся неуместными параллели, проводимые правыми политическими кругами в США и Западной Европе, между нынешней трагедией и той, что произошла с южнокорейским самолетом КАЛ-оо7 в сентябре 1983 г. Кое-кому выгодно представить дело так, что тогда было совершено злодейство, а теперь имела место хотя и трагическая, но случайность. В сое время эти круги немало погрели руки на нагнетании антисоветской истерии.
Ситуация на самом деле принципиально различная. США сбили самолет за 8 тысяч километров от своей территории в районе, который произвольно объявили зоной военных действий. Советские истребители стреляли в неопознанного нарушителя воздушного пространства СССР, экипаж которого отказался выполнить требования о посадке.
Иранский самолет не отклонился от установленного воздушного коридора, южнокорейский ушел на сотни километров вглубь нашей территории. Советская сторона пустила ракеты, только исчерпав другие меры принуждения. При этом решение принималось не просто, на высоком уровне. Капитан «Винсеннеса», по утверждению американской печати, принял решение самостоятельно и даже не дождался окончания идентификации самолета. Спрашивается: не слишком ли безответственно поступают в руководстве США, фактически отдавая право принимать решения политического характера командирам военных кораблей. ...
Дубайская газета «Галф ньюс» указывала: «Иностранные флоты не должны относиться к воздушному пространству над Персидским заливом как к сфере своей военной деятельности. Если при охране торговых судов военные корабли будут представлять угрозу для гражданских самолетов, это станет причиной нового серьезного кризиса в регионе».
Пресса стран Персидского залива дружно осудила действия американских военных. По мнению катарской «Ар-Райя», именно США ответственны за совершенное преступление: «Ни один честный человек не может закрыть глаза на ошибку, совершенную американским военным кораблем».
Подведем итог, по оценке обоих инцидентов, США и СССР:
- Обе страны пытаются засекретить уничтожение лайнеров.
- Когда это не удается, выражают сожаление о погибших,
но своих военных не обвиняют, а награждают за
проявленный героизм.
- Обе страны не извиняются.
- Обе страны возложили вину на пилотов погибших
лайнеров.
- Не признают сходство катастроф, практически утверждают,
что противоположная сторона варварски уничтожила, а вот
мы совершили трагическую ошибку.
- СССР прямолинеен в своей позиции, других мнений, кроме как
официальной — нет. В США есть множество мнений,
но официальное сильно преобладает, и соответственно
именно она является превалирующей в головах рядовых
американцев.
Получается, что реакция официальных ведомств и прессы, опять же практически одинаковая. За исключением того, что все таки в США в то время была свобода слова, и не все официальные лица и пресса, поддерживали позицию правительства. Вот примеры:
Претендент на пост президента США от демократической партии Джесси Джексон, имея в виду трагедию иранского авиалайнера, высказался откровенно: «Это не техническая ошибка или ошибка компьютера — это ошибка в нашей политике».
Влиятельный журнал «Нью Рипаблик» (Вашингтон) в редакционной статье отмечал: «По мере того, как первоначальные извинения за трагическую ошибку 3 июля стихают, становится все очевиднее: мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию на сбитый в 1983 году авиалайнер КАЛ 007, что ЦРУ — намного позже того, как Рейган резко утверждал обратное, — также определило как случай ошибочного опознания. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. С другой стороны, их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что, если бы таинственный самолет появился над Калифорнией?) Ясно в ретроспективе, что наша реакция на КАЛ 007 — часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».
К сожалению в СССР, подобные заявления о корейском «Боинге 747» были невозможны .
Я привел пример с уничтожением двух пассажирских лайнеров, так как он ярко характеризует одинаковые предпосылки возникновения катастрофы и четко позволяет сравнить реакцию двух сверхдержав на трагедию. Она, за небольшими исключениями, практически одинаковая. Причем системы породившие её разные.
Голосу разума не помогла свобода слова в США, как вы уже читали выше, 74 процента американцев поддержали пропагандистскую версию руководства Америки. Да вроде есть демократия и свобода собраний/высказывания, и что? Демократическая пресса и американский народ вовсю поддержал ложь и полуправду своего правительства, за редким исключением.
В СССР просто не существовало никаких других версия, кроме как официальной. И соответственно «недемократичная» пресса и советский народ так же поддержал ложь и полуправду своего правительства.
Получается отличий практически нет. Так что по моему, Рейган был прав в признании существования «империи зла», только ошибся в количестве. В то время существовало две «империи зла» США и СССР, одна из них умерла в агонии, поведясь на красочную обложку другой.
СССР погиб, и может быть своей смертью, он дал России и другим странам СНГ шанс изменится.
А вот США остались без этого шанса, и я уверен, что они, внешне управляемые народом и имеющие свободу волеизъявления, так и остались там в конце 80-х. По крайней мере все поступки и последующая реакция на эти действия, с того времени по настоящее, очень похожи на то, что произошло с «Airbus A300».
Изначально мне хотелось закончить пост словами: «Когда же умрет вторая "империя зла"»?
Но, подумав, я решил не делать этого. Я не желаю Америке такой же катастрофы, которая постигла СССР. Но народ США, должен понять, что за лозунгами о "демократии" и стремлением к свободе, их давно уже обманули, как и нас в СССР с социализмом. Граждане США находятся в стеклянной клетке фальши и подлога, искренне думая, что живут в свободной стране. Да безусловно уровень жизни в США велик, но с этим и спорить нет нужды. И все таки, не все же в жизни определяет кусок хлеба и теплая постель, тем более по законам физики нет ничего вечного .
P.S. Россияне и граждане других стран бывшего союза, должны понимать, что происходило и происходит в США. Мы, а не Америка разрушили СССР. Можно долго дискутировать хорошо это или плохо, но это факт. Мы ушли от одного режима и бодро шагаем в другой. Более продвинутый и современный, основанный на высокотехнологичных методах пропаганды и управления мнением, этот режим прекрасно работает в американском государстве. Может стоит начать задавать вопросы. Или другого пути у простого народа, ведомого властью, не существует.
Источники:
http://masterok.livejournal.com/1474947.html
http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/aviakatastrofi-/article/2476/
http://alt-f4.org/img/seaoflies.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Инцидент_с_южнокорейским_Боингом_(1983)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_A300_над_Персидским_заливом
http://otipb.ucoz.ru/publ/sovetskaja_pressa_rasstrel_iranskogo_lajnera/8-1-0-909
http://flot.com/news/dayinhistory/index.php?ELEMENT_ID=1883
http://www.iran.ru/news/politics/66414/Gosdep_SShA_ne_gotovy_izvinitsya_pered_Iranom_za_sbityy_avialayner
http://zforum.netall.ru/index.php?showtopic=101227