Помню, что квартира Мымры из «Служебного романа» в детстве мне
очень нравилась. Мне казалось, что у нее там хорошо и уютно. Что-то
было и в обстановке и в планировке нам тогда недоступное. Сейчас
этот дом потерял свой лоск и очарование, это обычная
девятиэтажка-свечка, но в былые времена это было элитное жилье, в
котором можно было очень уютно и со вкусом устроиться. Да хозяйка и
устроилась, судя по всему. Там интересная люстра, картины,
запоминающийся абажур… Настоящий рай для тех, кто провел детство в
спальне с братом или сестрой, а то и вовсе спал в одной комнате с
бабушкой. Если честно, есть у меня подозрение, что настоящая
хозяйка такой квартиры быстро бы нашла себе пару и вовсе бы не
чувствовала себя несчастной.
Интересная квартира и у разлучницы Раисы Захаровны из фильма
«Любовь и голуби». Вот этот интерьер, насколько я понимаю,
запомнился не только мне. Не то, чтобы она была очень шикарная, но
с претензией, скажем так, это видно. Красные обои в коридоре,
наклейки эти (видела несколько квартир с такими «украшениями» в
реальности, они принадлежали людям, любящим повыпендриваться). Ест
Раиса в гостиной, как какая-нибудь Айседора Дункан, а не на кухне.
А еще этот столик с кактусом, совершенно очаровательный, кстати.
Это точно выбирала именно женщина, причем по тем временам вполне
обеспеченная и имевшая возможность позволить себе милый каприз. А
еще картина с изображением хозяйки… Ну это же очаровательная
квартира холостячки! И да, если брать количество метров на среднего
гражданина, то Раиса Захаровна живет очень хорошо. Хотя главному
герою Василию все это непонятно и неприятно. Но такой столик с
кактусом не создать без любви к себе и легкой чудинки. Или не
легкой.
А квартира одинокой, пьющее-неудачливой Варвары из «Осеннего
марафона». Там же высоченные потолки, за которые можно душу
продать. Я не увлекаюсь советским кино, и тем более не могу
оценивать эти апартаменты как риэлтор, но мне они кажутся прямо
роскошными, если в порядок привести. При виде этих апартаментов у
меня просыпаются бабочки в животе. Хотя какие же это к черту
бабочки, это бизоны. Хотела бы я быть такой «неудачницей», эх… Это
в то время как молодая и красивая по сюжету героиня теснится где-то
в дебрях коммуналок, где не известив соседей и в туалет нельзя
сходить.
Одинокая Катерина из «Москва слезам не верит» коротает свой
одинокий век в неплохой двушке. Я, кстати, недавно прочла еще и
книгу. Есть там такая цитата. «А Гога вытаскивал из подвесного
шкафчика начатые бутылки с вермутом, джином, банки с апельсиновым
соком, соком манго, смешивал, смотрел на свет, потом достал из
холодильника лед, бросил его в фужеры». Судя по всему, Катерина там
не тужила, о чем буквально вопиет разнообразный продуктовый набор.
Сравните это с одиноким жилищем Гоши и тем, во что он его
превратил.
Все это наталкивает меня на мысль, что основной мотив – мотив
несчастного одиночества – звучит тут как-то фальшиво. Вроде бы все
эти дамы и несчастны, но если копнуть, то каждую выдает ее быт.
Благоустроенный, отражающий вкус и пожелания хозяйки, быт. В моей
картине мира человек, имеющий такой быт, не может быть настолько уж
несчастным, как нам нарисовали. Как будто сделали все для того,
чтобы панихида звучала как гимн. Так и хочется закричать – не
верю!
Можно еще и еще приводить в пример героинь, которые одиноки и в
суровом по тем временам возрасте (это важно), но по интерьерам
видно, что живут они хорошо.