Один в темноте. Как создавалась «Лестница Иакова»
kiri2ll — 05.01.2021 «Лестница Иакова» — не тот фильм, который пользуется народной любовью. Он не получил признания в год выхода и провалился в прокате. Да, со временем лента обрела поклонников и культовый статус, но даже сейчас серьёзно уступает в популярности среди киноманов другим подобным картинам.И это по-своему удивительно. «Лестница Иакова» стала этапным фильмом, эдаким «Бегущим по лезвию» в жанре психологического хоррора, — картиной, чья атмосфера и визуальные образы послужили источником вдохновения для многих авторов. В прошлом году фильм Эдриана Лайна отпраздновал свой тридцатилетний юбилей. По этому случаю я написал для журнала «Мир фантастики» статью о его тернистом пути к большому экрану и о том, как благодаря «Лестнице Иакова» мы получили Silent Hill.
История «Лестницы Иакова» началась с человека по имени Брюс Джоэл Рубин. В молодости он экспериментировал с ЛСД и путешествовал по странам Азии в поисках духовного просветления. Вернувшись в США, Рубин стал работать в киноиндустрии и спустя какое-то время решил попробовать свои силы в написании сценариев. Но ему долго не удавалось добиться успеха. Студии отвергали его работы, ссылаясь на то, что они слишком «метафизические». Вполне вероятно, что отчаяние из-за невозможности проявить себя и спровоцировало кошмар, который Рубин пережил в 1980 году. Позже он так описал свой сон:
Я нахожусь поздно ночью в метро и путешествую по недрам Нью-Йорка. В поезде очень мало людей. Меня охватывает чувство ужасающего одиночества. Поезд подъезжает к станции, и я выхожу. Платформа совершенно пуста. Я иду к ближайшему выходу и обнаруживаю, что двери заперты. Пока я иду к другому концу платформы, меня накрывает полная безысходность. К моему ужасу, другой выход тоже скован цепями. Я оказался в ловушке и чувствую себя обречённым. Я знаю наверняка, что больше никогда не увижу дневного света. Моя единственная надежда — спрыгнуть на рельсы и войти в туннель, во тьму. Оттуда я могу двигаться только вниз. Я уже знаю, что следующая остановка намоём пути — ад...
В случаях, когда между написанием сценария и выходом фильма проходит много лет, исходный сюжет из-за постоянных переписываний зачастую меняется до неузнаваемости и от него остаётся лишь базовая идея. «Лестница Иакова» — интересное исключение из этого правила. Не все задумки Рубина добрались до большого экрана, но основные (костяк сюжета, главные персонажи, локации, значительная часть диалогов) успешно пережили все правки.
Как и в случае с предыдущими работами Рубина, изначально казалось, что у его сценария нет перспектив. Все основные студии отказали автору. Многие продюсеры восприняли работу как очередной ужастик о привидениях, которые, как считалось, больше не были интересны публике. Но со временем ситуация начала меняться. Вопреки обстоятельствам, о рукописи не забыли, она продолжала циркулировать по Голливуду. По словам Рубина, некоторые студийные чиновники признавались ему, что в целом им понравился сценарий — но они не могли позволить себе его профинансировать, потому что это материал не для голливудского фильма.
Прорыв произошёл после того, как Рубин написал адаптированный сценарий для хоррора Уэса Крэйвена «Смертельный друг». Вскоре после выхода фильма студия Paramount решилась купить две его работы. Первой было «Привидение», за которое Рубин удостоится «Оскара». Второй — «Лестница Иакова».
Несмотря на всё это, вскоре судьба картины повисла на волоске. В конце 1980-х в Paramount произошли крупные кадровые перестановки, и новое руководство студии подвергло ревизии все находившиеся в производстве проекты — в том числе и «Лестницу Иакова». Эдриану Лайну настоятельно рекомендовали изменить концовку фильма, сведя её к традиционному хеппи-энду. Режиссёр наотрез отказался. Поняв, что Лайн не уступит, Paramount решила попросту закрыть проект.
К счастью, картину спасла студия Carolco Pictures. В те времена она была одним из главных нарушителей спокойствия в Голливуде. Её владельцы Марио Кассар и Эндрю Вайна любили рисковать и вкладываться в фильмы, за которые другие продюсеры боялись браться (такие как, например, «Сердце ангела», «Вспомнить всё» и сага о Рэмбо). В итоге Лайн получил неплохой для того времени 25-миллионный бюджет и полный контроль над творческой частью проекта.
Съёмки «Лестницы Иакова» стартовали в августе 1989 года и продолжались до февраля 1990 года. По большей части они проходили в Нью-Йорке, где нашлось немало заброшенных и полуразрушенных локаций, отлично соответствовавших упаднической атмосфере фильма. Вьетнамские эпизоды снимались в Пуэрто-Рико. Местное подразделение Национальной гвардии даже одолжило съёмочной группе свои вертолёты.
Хотя автор сценария вдохновлялся классическими религиозными образами, после некоторых раздумий Эдриан Лайн решил от них отказаться. Режиссёр пришёл к выводу, что если показать на экране традиционных демонов и «книжные» картины рая и ада, то публика не воспримет их всерьёз, что пойдёт во вред атмосфере фильма.
Скорее всего, Лайн был прав. Некоторые сцены из оригинального сценария выглядели бы слишком комично, если бы в них появлялась обычная библейская нечисть. Например, в одном эпизоде демон вылезал из трещины в потолке квартиры Джейкоба, а герой отбивался от него пылесосом. Подобная сцена хорошо бы смотрелась в какой-нибудь чёрной комедии — но не в психологическом хорроре.
На съёмках фильма не использовали компьютерную графику. Знаменитый эффект «трясущихся голов» демонов был создан следующим образом: Лайн просил актёров ритмично покачивать головой и снимал их на камеру со скоростью 4 кадра в секунду, после чего запись прокручивалась уже с «нормальной» скоростью 24 кадра в секунду. В результате получались почти нечеловеческие движения.
Некоторые сцены удалили потому, что их сочли слишком пугающими. Это касается, например, эпизода в подземке, где Джейкоб стал свидетелем изнасилования мужчины в туалете. Но основная часть вырезанного материала связана с важным подсюжетом.
Во время встречи химик Майкл предлагает Джейкобу исцеление — препарат, способный убрать побочные эффекты армейского наркотика и избавить его от демонов. В сцене после приёма лекарства нечто пытается пробиться сквозь потолок комнаты мотеля и добраться до Джейкоба, но вскоре видение прекращается и всё приходит в норму. Однако целебный эффект длится недолго. Вскоре Джейкоб снова начинает видеть демонов. Он отправляется искать Майкла и находит его обезглавленное тело. После этого, не зная, что делать дальше, герой отправляется в свой старый дом и сталкивается с Джеззи. Она превращается в демона, который, в свою очередь, принимает облик самого героя, намекая на то, что её образ был порождением разума Джейкоба.
Премьера «Лестницы Иакова» состоялась 2 ноября 1990 года. По забавному совпадению, в те дни в американских кинотеатрах всё ещё показывали «Привидение» по сценарию Рубина. По ещё более забавному совпадению, через две недели после начала проката «Лестницы» состоялась премьера фильма «Один дома», в одночасье сделавшего Маколея Калкина суперзвездой.
В рекламной кампании фильма акцент делали именно на имени Эдриана Лайна: «От режиссёра "Рокового влечения"»
Как и в случае с другими опередившими своё время фильмами, «Лестница Иакова» нашла своего зрителя лишь после выхода на видео. У картины появились почитатели, оценившие тягучую параноидальную атмосферу и общий замысел. «Лестница Иакова» задала определённый тренд, став первой в череде крупнобюджетных лент 1990-х, в которых авторы обращались к религиозной тематике («Чужой 3», «Сквозь горизонт», «Куда приводят мечты» и не только). Что интересно, почти все они в коммерческом плане провалились.
Тем не менее, факт остаётся фактом. За последующие годы использованными в фильме визуальными решениями, темами дезориентации, галлюцинаций, смешения реальностей и «тёмного» пространства, готового проявиться в любой момент, вдохновлялись многие творцы — от клипмейкеров до разработчиков игр. «Семь», «Шоссе в никуда», «Тёмный город», «Шестое чувство», «Малхолланд Драйв» — закрадывается ощущение, что создатели всех этих картин как минимум смотрели фильм Эдриана Лайна. Шоураннеры «Секретных материалов» и «Американской истории ужасов» открыто признавали, что некоторые эпизоды вдохновлены «Лестницей Иакова». Отсылки к картине можно отыскать также в ряде музыкальных альбомов и клипов.
Подводя итоги, стоит сказать, что «Лестницу Иакова» можно смело назвать уникальным фильмом. Это не шедевр, даже поклонники картины признают, что у неё есть свои недостатки. На киносайтах у неё хорошие, но далеко не зашкаливающие оценки. И уж тем более, «Лестнице Иакова» никогда не доведётся получить титул «народного» фильма.
Но, несмотря на всё это, творение Эдриана Лайна по праву занимает место в списке самых влиятельных картин своего десятилетия. Заложенные в фильме идеи и визуальные решения выдержали проверку временем и продолжают вдохновлять новые поколения авторов. А подобным наследием может похвастаться далеко не каждый общепризнанный шедевр.
|
</> |