Один день у Толбачика. Часть 1. Лавовые пещеры

Большинство туристов, впервые оказавшихся на Камчатке, своё знакомство с полуостровом ограничивают прогулками в районе «домашних вулканов» Авачи, Вилючинского, Мутновского и Горелого. Места бесспорно красивые, интересные — там нужно побывать. Но настоящие огнедышащие горы находятся всё же немного дальше, в центре Камчатки. До них дольше и сложнее добираться, но оно того стоит! Там находится полтора десятка вулканов, которые объединяются в группу Ключевских. Среди них четыре действующих — Плоский Толбачик, Ушковский, Безымянный и сама красавица Ключевская сопка.

Места там воистину фантастические! Один Толбачик чего стоит. Юго-восточный склон его напоминает марсианские ландшафты — такие же выжженные и безжизненные после нескольких извержений. А северо-западный, напротив, предстаёт цветущей холмистой долиной, в ягодниках которых по осени камчатские медведи добирают свой жир. Между вулканов проложено несколько туристических маршрутов разной сложности и протяжённости. Остановиться можно в одном из кемпингов, об одном их них я как-то уже рассказывал.
Сейчас я хочу показать мёртвые пейзажи тёмной стороны Толбачика, застывшие реки лавы, которые остались тут после извержений 1975 и 2012 года, огромные пещеры, в которых ещё хранится тепло излившихся недр, дымящиеся фумаролы и причудливые формы лавовых полей.

Лавовые поля
Утром выезжаем из кемпинга. Чёрный мир южного склона Толбачика за ночь превратился в чёрно-белый. Лишь рассветное небо добавило немного других красок.

Останавливаемся у хвоста вертолёта Ми-4, который совершил аварийную посадку (по другой версии он просто не смог взлететь) неподалёку отсюда в 1975 году, попав в пепловое облако. Никто тогда не погиб.

Поднимаемся на горку.

Отсюда хороший вид на белые куполы Tolbachik Camp, где мы провели две ночи.

Наша цель сегодня — подняться на конусы обеих извержений.



Лавовые пещеры Толбачика
В конце ноября 2012 года на южном склоне вулкана Плоский Толбачик началось трещинное извержение с мощным выбросом лавы. Огненная река за несколько дней достигла леса и уничтожила его значительную часть, спалив по пути 3 пустующих базы вулканологов.

Длина лавового «языка» составила 20 километров. Извержение продолжалось аж до самого сентября следующего года — более 9 месяцев.
Подъезжаем к кромке лавового поля.

Дальше только пешком


Стекающая и застывающая лава образовала характерные натёки, волны и переплетённые косы.

На изломе она напоминает буханку хлеба или безе. И выглядит так аппетитно, что хочется откусить.

Поднимаемся и проходим мимо горы Клешня, которая в 2012 приняла на себя основной удар второго лавового потока. Огненная река обошла вокруг Клешни и остановилась за ней.

Мы в самом центре лавового поля. Здесь есть несколько пещер, проделанных жидкой лавой под уже остывающей коркой. Их называют лавоводами. Спускаемся в одну из них.

Мне приходилось бывать во множестве пещер самого разного
происхождения. Но в лавовой я оказался впервые. В районе Толбачика
их особенно много появилось после извержения 2012 года.
Более жидкие раскалённые потоки проделывали себе путь под уже
остывавшей коркой, образуя огромные пустоты под землёй. Лавовые
пещеры страшные, тёмные, опасные. Своды могут обвалиться от любого
сотрясения. Оттого адреналин тут немного подскакивает. Нужно знать,
какие пещеры устойчивы, а к каким лучше не приближаться.

Многие из пещер до сих пор хранят тепло, которое вырывается из трещин. Разница температур снаружи и внутри может достигать десятков градусов. В лютый мороз здесь запросто можно устроить себе баню или просто согреться.
Эта пещера не маленькая. Высота сводов порядка 7 метров. Видны желоба, по которым текла лава.

Спускаемся глубже. Со сводов свисают ледяные и каменные сосульки, образованные капающей лавой. Они очень острые — можно запросто пробить голову, если сильно удариться.

Пещера глубокая. Кажется, что ей нет конца. Огненная река 10 лет назад прокладывала себе дорогу вниз, постепенно остывая и формируя своды.

Мы вышли в огромный зал, который больше похож на трубу. Своды пещеры здесь уже начали осыпаться крупными кусками жёлтой застывшей лавы. Такой цвет придаёт ей сера. Несмотря на это, воздух здесь относительно чистый и без сильного запаха.

Протяжённость некоторых пещер исчисляется сотнями метров. Никто их особо не изучает полностью из-за опасности попасть под завал. Да и век их не долог — несколько подземных толчков легко превращают пещеры в открытые провалы на лавовом поле.

В некоторых пещерах так тепло, что приходится раздеваться. На поверхности -5, внутри +45. Стёкла очков мгновенно запотевают, объектив камеры тоже. Сидим, как в бане, отдыхаем. У входа появляется большая группа туристов, желающих погреться. Встаём, выходим на воздух. Нужно преодолеть большое лавовое поле, чтобы попасть на тропу, ведущую к самому конусу извержения, прорыву Софьи Набоко.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
***
Автор: Алексей Мараховец
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!
|
</> |