Одесский синдром

Греческое наследие - от древних амфор до усатого грека-контрабандиста из знаменитых стихов Багрицкого - вот что не дает нам покоя! Даже фильм 1935 года об Одессе(текст писал Бабель) дает нам почти фантастический пример: аудиоряд - прославление Сталина, видеоряд - греческая надпись на мраморе и греческий сосуд. В шестидесятые годы я часто видел греческие амфоры в домах старых одесситов. Мало кто из мальчишек не мог похвастаться перед друзьями бронзовой античной монеткой, например, Ольвийским "дельфинчиком". Названия "Борисфен", "Деметра" означали не Днепр и богиню плодородия, но распространенные монеты все той же Ольвии.
*
У меня есть маленькая монетка Одессоса, на которой изображены сидящий Вакх и очаровательная женская головка. Вино и женщины, вино и женщины, завещанная античностью радость бытия.
*
Существует не только дух времени (Zeitgeist), но и дух места, гений места. Иногда они объединяются (есть такое бахтинское слово "хронотоп", всегда напоминавшее мне название какого-то древнего зверя). Это объединение предполагает внутреннюю борьбу не на жизнь, а на смерть. В случае Одессы победу явно одержал дух места. Что странно для такого молодого и легкого города.
*
Приморский город, морской порт автоматически означает открытость. Эта открытость порождает противоречие. С одной стороны одесситы гордятся тем, что они "коренные", но в то же самое время значительная часть одесситов зависит от пришельцев и всегда зависела от них. Символ такой зависимости - рынок сувениров у стен недавно воссозданного Преображенского Собора. Свои проходят мимо: рынок не для них. Кому придет в голову в Одессе покупать кружку с видом все того же Оперного театра? Все для вас, дорогие гости.
И девушки с Таможенной площади, тоже символ открытости и доступности, они для вас, дорогие гости.
Любая торговля предполагает контакты с заморскими гостями. Эта свобода и эта открытость неистребима, даже в советские времена нелегальная спекуляция была источником дохода для жителей Одессы. Власти были бессильны, начиная борьбу со спекуляцией, они не без удовольствия сами погружались в дела подпольного бизнеса, превращаясь из преследователей в покровителей.
*
Гордость и услужливость, независимость и рабство, как все это связать воедино? Как объяснить, что "настоящие одесситы" часто в глубине души презирают друг друга именно за то, что "застряли" в своем городе! Какими важными оказываются связи с теми гражданами Одессы, которые обосновались там, далеко. Тут дело даже не в материальном уровне жизни эмигранта (да и не всегда этот уровень высок!). Заманчива сама перспектива вырваться из родного города.
Как не вспомнить слова Остапа - "самое главное в нашем деле - вовремя смыться"...
И затем - тосковать о покинутом приморском городе, либо, наоборот, окончательно похоронить его "в сердце своем".
|
</> |