Одесса в Подмосковье
nasedkin — 24.07.2023Казалось бы, что общего? Однако здесь всё просто - великая русская культура, без которой нашей страны в той самой колористике просто-напросто бы не существовало. И уж точно общее - умирание. Разница лишь в деталях и методах приведения приговора в исполнение. Потому я и использую в данном рассказе Одессу как нечто нарицательное и обобщённое. Но по сути, пронизывающее всю Россию.
Добро пожаловать в Волоколамский район Московской области, где среди зарослей прячется полузабытая усадьба Стеблево. В XVIII веке этими землями, именовавшимися тогда сельцом Мартынково, владела поручица Наталья Алексеевна Пассек – урождённая княжна Шаховская, дочь министра при украинском гетмане Д. Апостоле, а позднее и правителя Малороссии А.И. Шаховского.
Именно здесь тогда появился на свет чудесный усадебный дом на девятнадцать комнат с изразцовыми печами, изукрашенными лепниной и прочими "излишествами". Просто представьте эту красоту, о которой сегодня остались лишь воспоминания.
Так вышло, что Пассек довольно скоро лишилась имения из-за множества мутных управленческих схем, и усадьба, что называется, пошла по рукам. В разные времена ею владели родственники Михаила Лермонтова, дочь помещицы Ярославской губернии Анны Давыдовой, капитан артиллерийской бригады В.И. Гриппиус и И.В. Егоров, впоследствии построивший здесь ткацкую фабрику.
Перед революцией усадьба обрела последнего хозяина - московского промышленника и совладельца фирмы "Дукс" Ивана Меллера. Ну дальше всё по классической схеме тех лет.
В разные советские годы здание занимали сельсовет, школа, клуб, магазин и даже коммуналка. А в 2009-м имением завладел предприниматель Максим Студенников, пятью годами позже учредивший ИП, целью которого была глобальная реставрация. Но...
Как видите, что-то пошло не так. Студенников обанкротился, а в 2017-м усадьбу с прилегающей территорией выставили на торги за 1 миллион рублей. Спустя несколько лет часть земли продали с аукциона арбитражным управляющим. И с тех пор здесь как-то так.
Ни волоколамским властям, ни местным жителям нет никакого дела до "исторической памяти предков". Сквозь пустые глазницы окон заунывно дует ветер, а усадебные комнаты периодически посещают всевозможные маргинальные элементы.
При этом, здесь ещё остались следы былой роскоши. Как, например, некогда прекрасные шкафы.
И даже умершие рояли.
Такая вот подмосковная Одесса. Её, правда не бомбили, всё само.
|
</> |