
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»
Одна из лучших книг по политологии, на мой взгляд, которая просто
необходима, чтобы понять политику у людей, — это «Политика у
шимпанзе» Франса де Вааля. На первый взгляд это очень простая
книжка. Она дает описание и интерпретацию наблюдений за одной
колонией шимпанзе в заповеднике города Арнем в Нидерландах — ученый
излагает, как вожаки в стае сменяют друг друга, сражаясь за власть,
и как остальные члены группы влияют на эту борьбу.
Неочевидный результат его работы — вывод, что вожак у
шимпанзе это не стереотипный «альфа-самец», «обладающий» самками.
Наоборот, это скорее самки и прочие самцы владеют вожаком — когда
два претендента на лидерство сталкиваются, то побеждает не тот, кто
сильнее физически, а тот, кто обладает большим авторитетом (кого
поддержит остальная стая). Чтобы этой поддержки добиться,
претендент/вожак соблюдает баланс своих интересов и обязанностей.
Получая привилегии лидера, он именно лидер — поддерживает порядок,
защищает слабых, распределяет ресурсы, первым рискует в случае
конфликта с другой стаей.
Более того, ученый установил, как сложно и нелинейно устроено
лидерство у обезьян. В борьбе за власть создаются различные
коалиции, а старейшая самка — матриарх стаи, вроде как подчиненная
вожаку-самцу, обладает таким авторитетом, что способна разрушить
власть вожака и заменить его другим — кто нравится ей
больше.
Многих книга привлекает отражением «политических» интриг в стиле Макиавелли. Но есть и более тонкая идея: «Работа в Арнеме научила меня тому, что корни политики старше самого человечества». Де Вааль (разумеется, и множество других ученых) предлагает, если мы хотим найти основания наших социальных практик, расширять научные конвенции — и оттого не видит проблемы в употреблении термина «политика» в отношении обезьян.
Такой подход — горячая тема в науке сейчас. Бурно развиваются, например, исследования эволюции форм лидерства у животных; попытки установить различия/сходства социальной власти и зависимость от нее конфигурации сообществ у разных видов животных, от высших приматов до насекомых.
Может показаться, что отсюда — полшага к популярному биологизаторству. В поп-науке «мозгом» и «генами» объясняют буквально всё. Так что утверждать, что «политика» и «борьба за власть» находятся «внутри нас» — в каком-то смысле правдиво, но по факту бессмысленно (пользуясь случаем, передадим горячий привет Джордану Питерсону и его лобстерам). Это может привести к повторению знаменитого спора о том, укоренена ли в «нас» война — и если она сопровождала человечество на протяжении всей истории, то избавиться от нее невозможно?
(Спойлер: неверно! возможно, и сделать это, при желании, довольно просто. Не надо обвинять гены в том, за что нужно судить конкретных политиков-преступников.)
Даже социальные животные — не заложники своей природы. Специалистам
известно, как на основании наблюдений за стаями волков в Америке,
на богатых добычей территориях, появилась известная теория
лидерства с «альфой», «омегой» и проч.; но позже волков стали
наблюдать в других природных контекстах — и опровергли те
«универсальные законы» (в частности, одно свежее исследование в
Норвегии описало волков, которые вообще обходятся без стай, и
употребление термина «альфа» в их отношении теряет смысл).
С обезьянами то же самое. Де Вааль наблюдал своих шимпанзе в
заповеднике. Они жили на малой территории и не испытывали
недостатка в пище. Логично, что у них были оживленные
взаимоотношения — и интенсивная борьба за власть. Но те же шимпанзе
в природе, особенно на большой территории, где время нужно тратить
на поиск пропитания, создают менее строгие и конфликтные, более
гибкие и «демократические» конфигурации, ведь даже «слабый» может
найти еду и повести за собой к ней всю стаю.
Знаменитые бонобо — карликовые шимпанзе, которых в противовес
шимпанзе обыкновенным называют «мирными», наоборот, могут вести
себя вовсе не «мирно». Задокументированы случаи их жестоких
конфликтов со стаями других шимпанзе, известно, что они могут
охотиться и пожирать других обезьян.
Так что да, корни политики старше человечества — но смысл
здесь не в том, что «человеческая природа неизменна», а наоборот —
в великом разнообразии доступных нам социальных форм. Как аргумент
о значимости географии/менталитета институционалисты привыкли
опровергать печальным кейсом Северной/Южной Кореи. Один и тот же
народ, на близкой территории, но с разными институтами — и где
Сеул, и где Пхеньян.
Против трюизма о нашей «неизменной природе» свидетельствует вся
история, полная примеров общественных трансформаций. Эти
трансформации не всегда идут по пути уменьшения насилия и
увеличения благосостояния. Но переход от традиционного
политического порядка к современному (да, либеральному
демократическому) всегда сопровождается огромным (и измеримым)
падением преступности, вероятности и кровожадности войны,
сокращением злоупотреблений власти. Короче говоря, переходом к
здоровым, справедливым, эффективным политическим отношениям.
Институты имеют значение. История имеет значение. Культура
имеет значение. География имеет значение тоже (не случайно страны,
лишенные выхода к морю, ООН выделяет в отдельную категорию). И
биология, общая для всего человечества, тоже значима: если бы мы
размножались не двуполым, а трех- или четырехполым образом,
очевидно, наша социальная и политическая система была бы радикально
иной.
Но институты не «спущены» нам с небес и не «вшиты» в наш
генокод. Они появились в конкретных исторических условиях, для
решения конкретных задач конкретного времени. И если даже у
шимпанзе, чье поведение куда сильнее детерминировано природой, есть
столько «свободы» в выборе общественного устройства — то значит, у
человеческих сообществ вообще нет предопределенности.
Ни у какого народа нет никакой «судьбы». Вся наша судьба — в наших собственных руках.
Институты можно изменять, создавать новые и заменять старые. Если
мы захотим, то отменим войну — и будущие поколения станут
воспринимать ее отсутствие как должное (как мы сегодня воспринимаем
наличие медицины); а захотим — обрушим человечество в анархию и
хаос. Тут мы сильнее шимпанзе.
Это мысль тяжелая — она внушает ответственность за будущее.
Просто сказать, что зло укоренено в человеке, и потому насилие не
искоренить. Труднее признать, что насилие порождают конкретные
социальные практики, которые нужно выявлять, реформировать,
преодолевать сопротивление, и притом не ошибиться в
процессе.
Человеческую биологию фундаментально мы пока что изменить не
сможем — но это и не нужно. Лечить склонность людей к насилию и
оппортунизму нужно не технологией CRISPR-cas9*, а нормальными
институтами. Слава общественным наукам, нам отлично известно, как
от традиционных порядков перейти к современным и как экстрактивные
институты заменить на инклюзивные. И оправдывать отсутствие этих
изменений «человеческой природой» — трусость. В этом плане мы даже
хуже шимпанзе.
Кирилл Фокин, специально для «Новой»
|
</> |