Очередная авария "Прогресса"
smoliarm — 02.12.2016Сегодняшняя авария при запуске транспортного корабля Прогресс имеет три неприятных аспекта.
Первый
В этом году Роскосмос в одностороннем и явочном порядке сократил число транспортов на МКС - с четырех полётов в год до трёх.
Естественно, это вызвало вопросы к Роскосмосу со стороны международных партнёров по МКС.
Насколько мне известно, ответы были типа "вы сами делали нам кризис, а это его результаты". Совершенно ясно, что политические аспекты представители NASA, ESA и JAXA с Роскосмосом обсуждать не стали. Но Роскосмосу было просто указано на недопустимость сокращения поставок жизнеобеспечения при сохранении прежнего количества российского экипажа. В результате - уже к лету пошли сообщения в росСМИ о том, что Россия намерена сократить свой экипаж на станции - начиная с 2017 года. То есть, некий некрасивый момент остался. А сегодняшняя авария его усугубила - поскольку в результате доля российского снабжения МКС в 2016-м году упала вдвое.
Второй
Ракетоносители Союз-У (для автоматического Прогресса) и Союз-ФГ (для пилотируемого Союза) - они очень сильно унифицированы, а их третьи ступени практически идентичны. Сегодня авария/взрыв произошли во время работы третьей ступени (~382 сек полёта), когда отстрел LAS уже произошёл (~ 160 сек полёта), а автоматическая передача управления от третьей ступени кораблю - ещё не состоялась. А простыми словами - это тот участок полёта, когда любое нештатное событие особо опасно для экипажа.
Поэтому эта авария - очень тревожный сигнал для NASA, ESA и JAXA.
Третий
Блоки FCS (flight control system, управление полётом) для ракетоносителей Союз-У и Союз-ФГ изготавливают на Украине. Поэтому, учитывая нынешнюю - скажем так - сложную ситуацию между Россией и Украиной, международным партнёрам МКС всё сложнее согласиться с разумностью использования Союз-ФГ для доставки астронавтов на станцию. Надежность совместного продукта двух стран, одна из которых ведёт оккупационную войну против второй - такая надёжность всегда под вопросом.
И последнее, уже не имеющее прямого отношения к аварии Прогресса.
Сейчас уже известно, что консорциум американского сегмента планирует использовать МКС до 2028 года: план до 24-го года уже подписан, план 25-28 года на стадии проработки (но тут главное то, что он уже существует).
И именно в плане столь долгосрочной перспективы, дальнейшее сотрудничество с Роскосмосом - и Россией в целом - представляется неразумным.
Специально для тех, кто любит поспорить: выделенная фраза - это не мой вывод, не моё рассуждение, и это - не мой прогноз. Это мой пересказ - предельно сжатый - до голой сути, пересказ того, что я слышу от своих коллег, связанных с проектом МКС.
Поэтому сейчас - полным ходом - идёт пилотная проработка вариантов обеспечения полной независимости МКС от России - по формуле ASAP (as soon as possible).
Простая иллюстрация того, как выделенный тезис работает - на простом конкретном примере:
Доставка астронавтов на станцию.
Первые тестовые полёты Дракона-2 начнутся только летом 2017, полёты Старлайнера - ещё позже. А контрактные полёты начнутся не раньше середины 2018. В этих условиях прекращать контракт с Роскосмосом - с практической точки зрения было бы преждевременно. Действительно - новый и непроверенный корабль, пусть даже "в двух лицах" от разных фирм - это рискованно, следует подстраховаться. И вариант "старый-проверенный Союз" даже по новой и завышенной цене - был бы вполне резонным решением,
если бы не -
*** политическая ненадёжность партнёра (мягко говоря)
*** и всё усиливающиеся сомнения в надежности технической.
Сегодняшняя авария - уже третий Прогресс, который не долетел до МКС.
|
</> |