Очень странные дела. Как создавался «Темный город»
kiri2ll — 27.02.2018 За годы существования кинематографа был снят целый ряд фильмов, так или иначе затрагивающих тему искусственно созданной реальности и исследовавших все ее возможные аспекты — от мистических до экзистенциональных. Но среди множества картин подобной тематики есть одна, которую я всегда выделял особо. Это «Темный город».Конечно, творение Алекса Пройса никогда не было, и вряд ли будет пользоваться такой же народной любовью, как, допустим, «Матрица», «Шоу Трумана», «Вспомнить все» или то же «Начало». Но в моем личном топе картин этого жанра именно «Темный город» стоит на первом месте. Он очень нравится мне своей атмосферой, стилем и концепцией; это кино, которое я люблю пересматривать под настроение. Сегодня «Темный город» празднует свой 20-й день рождения. И по этому поводу я решил рассказать историю его создания.
Идея, приведшая к созданию «Темного города», возникла в голове у режиссера Алекса Пройаса еще во времена учебы в киношколе. Он хотел снять своеобразный оммаж нуар-лентам 1940-х – 1950-х гг., скрестив его со стилистикой произведений Кафки и сериала «Внешние пределы». Пройас задумал историю об одержимом фактами детективе. Во время расследования очередного дела он находил в нем множество не имеющих никакого логического объяснения деталей и начинал сходить с ума.
Алекс Пройас
Даниэль Пауль Шребер
Один из концепт-артов, легших в основу визуального стиля фильма
Всего один малюсенький пример. Если вы смотрели фильм, то наверно помните, что вскоре после пробуждения главный герой случайно разбил аквариум с золотой рыбкой. Затем он подобрал ее и опустил в ванну с водой. Это достаточно важная деталь, первая странность, которая позволила детективу усомниться в том, что человек, которого он ищет — убийца. В сценарии же герой подбирал рыбку, после чего клал ее в карман и до самого конца сценария носил ее с собой. Рыба каким-то совершенно необъяснимым образом все это время оставалась жива. Но, я все же постараюсь выделить основные моменты этой ранней версии. Итак, ее действие начиналось в момент пробуждения главного героя (изначально его звали Джон Уайт). Он потерял память, понятия не имеет, где находится, а еще рядом с ним в номере лежит мертвая девушка. Вскоре за Уайтом начинают охоту инспектор полиции Бамстед и незнакомцы (тут они именовались загадочными людьми).
Чудом выбравшись из отеля, Уайт заходил в китайскую закусочную. Там он засыпал, видел кошмар с незнакомцами, а после пробуждения встречал некоего Фредерика — человека (?) с телом ребенка и непропорционально большой головой, работавшего на таинственного доктора Шребера. Вскоре незнакомцы убивали Фредерика. Уайт же снова убегал и прятался в церкви, украшенной статуями насекомых. Незнакомцы следовали за ним, после чего происходила еще одна экшн-сцена. Снова скрывшись, Уайт направлялся в клинику доктора Шребера. Тот обманом пытался усыпить Уайта. В этот момент появлялся инспектор Бамстед, и арестовывал героя по подозрению в убийствах. В тюрьме Уайт снова засыпал, ему опять снился кошмар, после которого он неожиданно просыпался в метро. Ничего не понимающего героя подцепляла японская проститутка и приводила в свою квартиру. После секса, Уайту снова снился кошмар, в котором город менялся и все здания начинали летать. После пробуждения героя, в квартиру заявлялась женщина, утверждающая, что она его жена. Пока супруги (?) разговаривали, следовала сцена, в которой нам показывали, как проститутка заходила в потайную комнату, доставала из коробки червеобразное существо и, простите за подробности, совокуплялась с ним. Тем временем, не найдя общий язык с Уайтом, его жена впадала в истерику и уходила в другую комнату, после чего, опять же простите за подробности, проститутка начинала ее ублажать. Затем в квартире пропадала гравитация, и начинали происходить всякие странные вещи (ну, помимо трех сцен разнообразных совокуплений за 9 страниц). Уайт набирал ванну, погружался в воду и видел перед собой незнакомца с занесенным ножом. Затем все прекращалось, незнакомец исчезал и Уайт уходил из квартиры. Когда в следующей сцене туда заявлялась полиция, выяснялось, что т.н. жена и проститутка убиты.
Но если вы думаете, что это самое странное, что было в скрипте, то ошибаетесь. Чтобы найти Уайта, незнакомцы строили механического робота-марионетку размером с ребенка с клешнями-ножницами и вставляли в него живой мозг. Чудо на колесиках начинало ездить по городу и убивать всех, кого встречало на своем пути. При этом, его «речь» состояла из сплошного потока отборных ругательств.
Уайт же навещал своего дядю Карла. Когда герой засыпал, ему снился очередной кошмар. После пробуждения, появлялся робот-марионетка, убивавший дядю. Думаю, вы уже обратили внимание, что в раннем сценарии было подозрительно большое количество сцен, в которых после кошмара протагониста кто-то из персонажей скоропостижно отправлялся на тот свет. Через некоторое время Уайт и Бамстед объединяли свои силы, чтобы понять, что же происходит в городе. После целой череды странных сцен (в числе которой и автопогоня с участием робота-марионетки), Уайт неожиданно открывал в себе дар телекинеза. Бамстед же отправлялся в больницу проведать больную мать и натыкался в ее палате на толпу незнакомцев. Инспектор каким-то чудом уничтожал их всех. Но затем его сталкивал с крыши начальник, который все это время был двойным агентом. Что же касается Шребера, то незнакомцы ловили его и надевали механический костюм, который живьем сдирал с доктора кожу. Тем временем Уайт пытался выбраться из города и отыскать путь к океану, но вместо него находил лишь стену с рисунком пляжа. В этот момент появлялась незнакомцы. Далее следовала наверно самая странная сцена скрипта. Незнакомы реанимировали трупы всех людей, чьи смерти приписывали Уайту, после чего устраивали публичный суд. Ожившие мертвецы (в том числе и части расчлененных детей) по очереди с трибуны обвиняли героя в своей гибели.
В следующей сцене мы видели Уайта в номере отеля, расположенного на берегу океана, освещенного ярким Солнцем. Герой доставал из кармана все еще живую рыбку из вступительной сцены, давил ее ботинком, и отправлялся на пляж. Вскоре Уайт знакомился с девушкой, в первый раз за всю историю улыбался, а затем начинал ее душить.
Что ж, вот таким был первый сценарий «Темного города». Я бы охарактеризовал его как кучу клевых идей, смешанных в какую-то непонятную кашу. В своей работе Пройас собрал множество различных элементов, многие из которых были весьма хороши. Проблема в том, что в ней напрочь отсутствовал какой-то четкий сюжетный стержень. Сценарий не объяснял ровным счетом ничего из происходящего — ни кто такие незнакомцы, ни чего они хотели, ни сути происходящего с героем и его снов, ни мотивации Шребера, ни места действия — ничего. Стилистически первый сценарий также заметно отличался от привычного «Темного города» — в нем присутствовали эротические сцены, было много крови, и, как ни странно, больше экшна. Вообще меня сложилось подозрение, что Пройас попытался скрестить в своей ранней работе творчество двух Дэвидов — Кроненберга и Линча. Еще одной заметной проблемой этой версии являлся главный герой. Если не считать финальной сцены, его образ никак вообще не развивался. Фактически, весь сценарий Уайт пребывал в состоянии эдакого чистого листа и ни одно его экранное действие не давало понять, что же он за человек и каков его характер.
Вот еще несколько отличий версии 1994 года, на которых я бы хотел заострить внимание.
- Фамилия главного героя была изменена с Уайт на Уокер.
- В сценарии присутствовало несколько персонажей, которые не попали в фильм, вроде помощницы инспектора Бамстеда.
- Судьба доктора Шребера оставалась неясной. В этом сценарии на него также надевали сдирающий кожу костюм, но нам так и не показывали, что в итоге с ним стало.
- Что касается Бамстеда, то во время схватки с незнакомцами он получал ножевое ранение, после чего приходил истекать кровью в палату, где лежала его умирающая мать. Затем инспектора, как и в ранней версии сценария, добивал начальник.
- Финал был переделан на более оптимистичный. Последняя сцена скрипта уже напоминала концовку фильма.
Выбор оказался удачным. Доббс и Пройас неплохо сработались — Доббс не стеснялся открыто говорить режиссеру, какие элементы истории, на его взгляд работают, а какие лучше выкинуть от греха подальше. Кроме того, он умел очень четко и понятно формулировать суть идей. Так что вскоре Пройас начал брать Доббса на встречи с продюсерами, чтобы он объяснял им, о чем будет фильм. Параллельно, режиссер пытался заинтересовать проектом какую-то большую звезду, что должно было помочь профинансировать кино. Известно, что некоторое время сценарий находился у Тома Круза, но тот так и не удостоил его своим вниманием. Кое-кто из продюсеров подумывал над тем, чтобы предложить главную роль Джонни Деппу. Но в итоге Пройас передумал, решив, что будет лучше отдать главную роль какому-то малоизвестному актеру, который бы убедительно смотрелся в образе случайного человека из толпы. После некоторых раздумий, в 20 Century Fox тоже отказались финансировать картину. К счастью, к тому моменту у Пройаса уже был запасной вариант. В New Line Cinema согласились взять фильм под свое крыло. У этого выбора были свои плюсы и минусы. В New Line давали режиссерам большую, чем в большинстве других голливудских студий, творческую свободу и не слишком вмешивались в производственный процесс. В то же время, в New Line не могли предоставить большого бюджета. Поэтому, чтобы уложиться в отпущенные средства и показать все, что ему хотелось, Пройасу пришлось тщательно продумывать визуальную составляющую картины. Режиссер обратился к художнику-постановщику Патрику Татопулосу (они уже работали на съемках «Ворона»), чтобы тот разработал концепт-арты для фильма. Создание раскадровок сценария было поручено Питеру Паунду.
Также у проекта появился еще один сценарист — мало кому тогда известный Дэвид Гойер, в то время занимавшийся сиквелом «Ворона». Пройас попросил его подправить черновик «Темного города». К маю 1996 года Гойер завершил работу над сценарием. И, в общем-то, на бумаге это был уже тот самый «Темный город», который мы в итоге увидели. Теперь дело оставалось за малым — снять само кино.
Роль протагониста (после всех переписываний сценария его фамилия изменилась на Мердок) досталась Руфусу Сьюэллу. Поскольку он в основном известен широкой публике по ролям всяких аристократических мерзавцев, на мой взгляд, выбор оказался весьма удачным. При просмотре фильма Сьюэлл действительно воспринимается как случайный человек из толпы с легкой толикой настороженности по поводу того, является ли он хорошим парнем и не перейдет ли в конце на сторону сил тьмы.
Всего на картину было выделено 27 миллионов долларов. По меркам 1996 года сумма являлась не такой уж и большой. Так что создатели выкручивались как могли, используя максимально недорогие техники съемок. Например, натягивали ткань поверх металлического каркаса для имитации поверхностей. Или снимали разные сцены в одном и том же помещении, каждый раз гримируя его под новую локацию. В этом им очень помогала стилистика картины. Дизайнеры специально использовали сборную солянку элементов декора из разных эпох, чтобы создать у зрителя ощущение фальшивости окружения, в котором живут герои.
Еще одна забавная история приключилась с ассоциацией MPAA, выдающей рейтинги фильмам, идущим в американском прокате. Пройас полагал, что кино получит рейтинг PG-13 или, чем черт не шутит, даже PG. Однако в MPAA присвоили «Темному городу» R. На закономерный вопрос режиссера о том, чем мотивировано такое решение (в предоставленной им версии не было ни мата, ни обнаженки, а количество крови было сведено к минимуму), оценщики дали потрясающий ответ, что кино попросту показалось им слишком странным. Поняв, что он не добьется пересмотра вердикта, Пройас решил добавить в кино немного крови и обнаженки. «Темный город» вышел в прокате 27 февраля 1998 года и благополучно провалился. Маркетологи New Line абсолютно не справились со своей задачей —
публика попросту не заметила фильм Пройаса. Зрители предпочли пойти на «Титаник». Значительная масса критиков тоже не осталась в восторге. Некоторые ругали фильм за слишком запутанный сценарий. Другие наоборот, за то, что сюжет прост как две копейки. Но больше всего претензий возникла по поводу атмосферы фильма и его стилистики. Мрачный, параноидальный, отталкивающий, пугающий, необычный — эти слова употреблялись во многих рецензиях посвященных фильму. Причем зачастую не в качестве комплиментов, а наоборот, как весьма серьезные недостатки картины.
|
</> |