" Очарованные Америкой, вы стоите ко мне спиной. И побачитэ, и увидите, кто
ygashae_zvezdu — 12.07.2024Поэт Игорь Ляпин (1941-2005) известен большинству пародией на него Александра Иванова с эффектной концовкой: «Ничего похожего на Ляпина по небосклону что-то не плывет». Мы уже говорили, что по пародиям Иванова нельзя составить мнение о поэтах. Ведущий телепередачи «Вокруг смеха» занимался пародией эстрадной, доходящей до неподготовленного слушателя, потому он цеплялся за ошибки, огрехи, абсурд, высмеивая частные строки, а не метод.
Иванов Ивановым, но, право, никто не мог бы подумать, что Ляпин в наше время станет актуальным.
К сожалению.
Ляпин вырос на Украине, закончил там Металлургический техникум, работал на Южнотрубном заводе, бегал в городское литературное объединение. Был матросом, проходчиком в метро. Отслужив в армии, поступил в Литературный институт.
Карьеру сделал быстро и в данном случае понятно почему. Поэзия здесь ни при чем. Молодой Ляпин в первачах не ходил.
Карты насчет Ляпина раскрыл идеолог русского движения Александр Байгушев, чьи мемуарные россказни производят впечатление фэнтези. По Байгушеву вся культурная политика брежневского времени определялась схваткой двух партий – «Еврейской», которую курировал Андропов и «Русской», под руководством Черненко с выходом на Брежнева. Возможно, Байгушев преувеличивает размах закулисной борьбы темных и светлых сил, но не выдумывает же он реальность полностью. Чего-то да было.
Так вот, согласно Байгушеву, Ляпин ходил в любимых учениках есениноведа и директора издательства «Современник» Прокушева. Издательство послало Ляпина на учебу в Высшую партийную школу, оттуда он попал в «Советскую Россию» заместителем главного редактора по отделу художественной литературы.
Кроме того, Ляпин еще и правильно женился, взяв в спутницы жизни дочь уважаемого в русских кругах писателя Сергея Сартакова.
По свидетельству Байгушева «Русская партия» поставила перед своим адептом Ляпиным задачу переформировать издательство «Детская литература», выгнав оттуда еврейское лобби и приведя русских писателей. «Русская партия» продавила назначение Ляпина главным редактором в это издательство и «Три года, с 1979 по 1981 год, он вёл неравную борьбу. Но провести кадровую перестановку и привести за собой проверенных и честных людей ему не дали — руки у него оказались связанными. Тем не менее, Игорь Ляпин за это время многое успел сделать. Но, как говорится, один в поле не воин... Он трезво оценил обстановку и подал заявление о переходе на творческую работу».
О творческой работе.
За первую книгу «Междуречья», изданную в «Современнике», где он работал, Ляпина приняли в Союз Писателей. Он выпускал книгу за книгой в том же «Современнике» и «Советском писателе» (куда перешел работать). В 1982 за сборник «Не в чистом поле» стал лауреатом Премии Ленинского комсомола.
При этом, ранние стихи Ляпина, доступные в сети, выдают в нем поэта средних лирических чувств, не выбивающихся из общего ряда. Из стихов даже процитировать нечего, да и стихов кот наплакал. Все-таки у советских поэтов второго ряда существует проблема доступности текстов. О раннем Ляпине, например, попросту нельзя составить объективного мнения.
Но на стихах Ляпин не успокоился, занимая пост первого секретаря Союза Писателя, преподавая в Литературном институте.
Переформатировал Ляпина в поэта развал СССР. Если раньше его темперамент был направлен на узкий круг проблем СП, то в новейшее время Ляпин защищал парламент, выступая пред осажденным зданием Верховного Совета. В 1992 поехал в самый очаг осетино-ингушского конфликта. Поэт держал сторону ингушей, тогда как федеральные СМИ писали об «ингушской агрессии». Тогда-то Ляпин разродился стихотворением «К войскам России», за которое ингуши готовы его канонизировать, вспоминая Ляпина добрым словом чаще, чем народ, на языке которого тот писал.
Итак, «К войскам России»...
Труп на трупе, за телом тело.
Едкий дым над селом опять…
Не армейское это дело
Население усмирять.
Но приказы жестоки были,
Танки шли, словно вал брони.
Как по вражеским дзотам били
По ингушским домам они.
В обгоревшем селе безлюдно, но
Кровавых следов не скрыть.
Здесь о дружбе народов трудно
Даже думать - не говорить.
Но неймется душе, неймется
Боль сквозящую не унять.
Этим хлопцам и этим горцам,
Что, скажите, им выяснять?
И стою я в немом бессилье,
Вижу грозной брони оскал…
Неужели войска России,
Вы - карательные войска?!
Из песни слов не выкинешь, но сделать из Ляпина русофоба все равно не выйдет. В случае «К войскам России» он выступает против ельцинской камарильи (ну так он всегда против нее выступал), а вообще из под пера его выходили провидческие вещи. Стихотворение «Очарованные мои» последние годы широко цитируется в сетях.
Ляпин болезненно воспринял украинский развал, ностальгически замечая:
«Украина – это и моя родина… Это мой Никополь. Это детство и юность. Это школа с учителем в старенькой гимнастерке, техникум, до которого добирался на рабочем поезде. Старая площадь, на которой три столетия назад Богдан Хмельницкий был избран гетманом Украины. Это возрожденный из руин Южнотрубный завод с его горячими печами, грохочущими прокатными станами и, несмотря ни на что, романтичными ночными сменами. Днепр, речка Лапинка, плавни с ивами в два обхвата, рыбацкими кострами».
Актуальность стихотворения «Очарованные мои», написанного в 1992, правда, поражает.
И под Харьковым, и под Жмеринкой,
И в херсонской степи седой,
Очарованные Америкой,
Вы стоите ко мне спиной.
Вы стоите с обманом под руку,
За добро принимая зло.
Дружба – побоку, братство –
Побоку… Заколдобило. Занесло.
Всё вам видится даль просторная,
Всё мерещится, что сейчас
Та страна, за бугром которая,
В омут бросится ради вас.
Я в обиде стою и горечи:
Соблазнились… И на тебе –
Отвернулись! Уже не родичи –
Ни по крови, ни по судьбе…
Вы из этого мрака выйдете,
Будет ясным, как в Храме, свет,
И побачитэ, и увидите,
Кто навеял вам этот бред.
Но и горько ещё поплачете
Над развалом большой семьи.
Вот увидите, ось побачитэ,
Очарованные мои!
Последние годы Ляпин тяжело болел. В 1998 возникший в квартире пожар унес его жену. Сам Ляпин ушел в 2005.
Стихи его звучат с каждым днем все громче.
И нам остается только надеяться дожить до времен, когда они актуальность потеряют.
Напоследок приведу стихотворение «Заложники».
От Дубровки, от тихой Остоженки
До Европы, и в ней, и за ней,
Оглядеться – так все мы заложники
Человеческих диких страстей.
Люди с банками, виллами, дачами
И до нищих, до самых бомжей, –
Все мы схвачены, все мы захвачены,
И надежды не видно уже.
Все заложники, все уже пленники,
Всем готов смертоносный заряд,
Даже тем, кто жирует в Америке,
Тем, кто сам и пошёл на захват.
И народами, странами целыми
Мы в разврате уходим ко дну,
Семеня по нужде под прицелами,
В оркестровую яму одну.
Яма смрадная, глубже не выкопать,
И попробуй её обойти...
Никого никому здесь не выкупить.
Никого никому не спасти.
За Уральской грядой и за Альпами
Все мы воздухом дышим одним.
С ФСБ, с камикадзе и с «Альфами»
Все мы в зале концертном сидим.
Мы грехами повязаны тяжкими –
Зал и сцена, партер и балкон:
Этот – взятками, этот – растяжками,
Этот – службой под флагом ООН.
Все к наследству рвались, не к наследию.
И – увы! – человеческий род
Разыграл на планете трагедию,
И трагедия эта идёт.