рейтинг блогов

Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею

топ 100 блогов crusandr26.11.2014Авто В марте я порадовался, что пешеходы на дорогах скоро станут заметнее и гибнуть будут меньше. К этому должны были привести поправки в п. 4.1. Правил дорожного движения, предложенные МВД: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходы должны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств». так вот оказалось, что радовался я рано. Но обо всем по порядку.

Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею 123437.21647

О том, почему светоотражатели в России могут спасти тысячи жизней в год, подробно писал тут и тут. Суть проста: каким бы внимательным и аккуратным ни был водитель, тормозной путь машины обычно длиннее, чем зона видимости пешехода в темноте! Именно в темное время суток гибнет 70% пешеходов. Единственный способ это исправить - светоотражатели на одежде. Они делают видимость пешехода выше длины тормозного пути.
светоотражатели-картинка

Колоссальный эффект светоотражателей подтвержден практикой многих стран, сделавших фликеры обязательными. Например, в Литве уже через 2 года количество погибших пешеходов снизилось в 2,5 раза! Если такое случится у нас, будут спасены 4000-4500 жизней в год. Никакая другая мера не может дать такого эффекта за такой короткий срок и при столь копеечных затратах.
Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею


Итак, светоотражатели – последний оставшийся в распоряжении государства способ быстро, сильно и недорого снизить смертность пешеходов. Как же им распорядились? 21 ноября было опубликовано Постановление Правительства №1197, вступающее в силу с 1 июля 2015 года. Вот только текст там изложен в совсем другой редакции: При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».

Обязательное ношение светоотражателей ввели только вне населенных пунктов! Такой формальный подход выхолащивает, кастрирует весь смысл поправок.  Можно подумать, юридическое причисление территории к городу отменяет законы физики и автоматом повышает безопасность!

3 причины носить светоотражатели в населенных пунктах в темное время суток

1.    Видимость пешехода в городе ничуть не лучше, чем за городом. Опасных неосвещенных дорог без тротуаров в населенных пунктах полным-полно. Они есть даже в богатой Москве, что говорить про другие регионы. А если дорога темная и необорудована тротуаром – какая разница для безопасности, есть ли табличка с названием населенного пункта или нет?

Эффект светоотражателей на темной дороге я уже описывал. Скептикам рекомендую отличную финскую утилиту: можно менять расстояние до пешехода, снимать-надевать фликеры и жилет и оценивать видимость в каждом случае.
Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею 2

2.    Даже если дорога освещена, это не всегда помогает увидеть пешехода. Потому что фонари и фары бликуют. Попробуйте сами разглядеть пешеходов на переходе в этом видео, где фонарей в избытке:


Ну а если дорога мокрая, в глазах от бликов и фонарей просто фейерверк. На видео ниже беспредельщиков-пешеходов спасла только отличная реакция водителя.


Светоотражатели же отражают не только свет фар, но и собирают отраженный свет из всех соседних источников, включая блики! Что делает фликеры яркими, а пешехода заметным.

3.    Тормозной путь машины в городе все равно больше, чем зона видимости пешехода без фликера. Законы оптики и механики неумолимы: в темноте пешехода видно лишь за 30-40 метров, а тормозной путь на скользкой и заснеженной дороге с «нештрафуемых» 80 км/ч - целых 150-250 метров! Вы скажете, «пусть водитель в городе едет 60 км/ч»? Хорошо, но это не спасет: тормозной путь на скользкой и заснеженной дороге все равно 70-150 метров.
Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею

А вот пешехода с фликером гарантированно видно за 150 метров даже при ближнем свете фар, за 400 метров - при дальнем. Светоотражатели дадут лишние секунды и пешеходу, и водителю. Эти самые секунды позволяют одному отбежать, другому затормозить. Одному спасут жизнь, другому - судьбу.

Весомость всем трем аргументам придает статистика: более 60% пешеходов в России гибнут именно в населенных пунктах. Так с какого перепугу в Правительстве решили, что шанс на выживание должны получить только «загородные» пешеходы?

Некоторые любят порассуждать о свободе и правах пешехода. Мол, пешеход самый главный участник движения и имеет право быть невидимым и неброским. Но право пешехода быть невидимкой заканчивается на границе проезжей части. Потому что противоречит праву водителя увидеть пешехода и избежать столкновения с ним. А значит, противоречит и главному праву самого пешехода - праву на жизнь.

Что надо делать?

Для начала надо скорректировать постановление Правительства, сформулировав пункт 4.1 в изначальной редакции поправок МВД. Потому что в темное время суток светоотражатели должны быть на всех пешеходах, идущих по дороге или переходящих ее! И не важно, в городе эта дорога или за городом.

Далее. Надо обязать всех производителей нашивать фликеры на всю детскую и подростковую верхнюю и спортивную одежду. Ввести в ПДД обязанность возить в машине светоотражающий зеленый жилет – он спасет вышедшего из машины водителя при ДТП в темное время суток. Убедить крупные сетевые магазины и автозаправки продавать и рекламировать светоотражатели – сейчас их не найти в свободной продаже.

Но и этого недостаточно. Кроме «обязаловки», властям пора начинать объяснять людям, зачем светоотражатели нужны и почему они спасают жизни. Нужна общероссийская информационная кампания, сравнимая по масштабам с кампанией против пьянства за рулем. На телевидении, радио, в газетах, на билбордах. Слоган «Стань заметнее на дороге» должен звучать так же часто, как «Не пей за рулем»: из-за пешеходов-невидимок страна теряет в ДТП больше людей, чем из-за пьяниц-водителей! Нужна адресная работа на уроках безопасности в школах и детских садах. Надо прививать всем привычку к фликерам, делать их модными и стильными.



Буду предлагать все вышеперечисленное везде, где придется выступать по теме дорожной безопасности. Ближайший случай представится на круглом стол в Госдуме в декабре. Нравится это кому-то или нет, без светоотражателей ситуацию с запредельной высокой смертностью пешеходов в стране нам не переломить.

ЗЫ. Ясное дело, одних лишь фликеров и видимости недостаточно. Надо увеличивать, а не сокращать расходы на безопасность самих дорог – оборудовать их светофорами, освещением, безопасными переходами, ограждениями. Но фликеры дадут эффект в 10 раз быстрее и в 100 раз дешевле.

ЗЗЫ. В прошлый раз меня в личке и комментах спрашивали, где купить светоотражатели. Можно здесь или здесь.

Оставить комментарий



Natalia Lebedeva 02.02.2016 16:49
Информация очень нужная. Спасибо.
Архив записей в блогах:
в этом году супруг запросил на ДР экзотический подарок - охоту на рыбу-голиаф. в качестве наживки использовался джек-фиш(разновидность тунца) килограмма 3 весом. когда чудовище попадается на крючок, подсечь его можно только заводя моторный катер ...
...
Нас же именно это интересует, правда? Мы же еще ждем – вот встретится Путин с Трампом, и всё, конец конфликтам? Или уже не ждем? Могу всех успокоить: сами по себе слова Трампа ничего не меняют. Ну, да, он сказал на совместной пресс-конференции с президентом Польши Анджеем Дудой: - Мы ...
Вот так сирийский город Хомс выглядел год назад. Фото: Сергей Пономарев Российские ВВС сего нанесли первый авиаудар по Сирии, сообщило наше Министерство Обороны. Пишут, что бомбили неподалеку от города Хомс. Сегодня утром Совет Федерации разрешил использовать российские войска за руб ...
( Read more ... ...