Обучение | "Плёнка" vs "Цифра"

топ 100 блогов fujifilmru20.07.2012 Обучение |

Продолжаем обучение и сегодня у нас тема, которая в фотофорумах часто выливается в холивары — битвы сил добра против сил разума. Действительно: что лучше — плёнка или цифра? Красота или расчёт? "Тёплый ламповый звук" или цифровые инновации? Давайте же попробуем разобраться во всём этом как можно более подробно, по возможности без боевых действий.


Если крато, то вот основные моменты по которым шло сражение "плёнка против цифры":

1. Удобство работы
Обучение |

Думаю, это самый очевидный момент. Какое бы не было развите сервисов, предлагающих упростить работу с плёнкой, всё равно с цифрой удобнее. В принципе, это было понятно с самого начала, с того моментак, когда в 1975 году сделали первый прототип цифрового фотоаппарата:

Обучение |
Первый прототип цифрового фотоаппарата, сделанный в 1975 году

Это первая камера, в которой не использовались ни плёнка, ни пластины. Для фиксации изображения использовался блок формирования изображений CCD, после чего изображение переводилось в цифровой формат и сохранялось на стандартной кассете. Для просмотра изображения необходимо было вынуть кассету из фотокамеры и вставить её в плеер, предназначенный для просмотра данного формата. Этот плеер интерполировал дорожки и на их основании производил стандартный сигнал видео в формате NTSC, который и посылал в телевизор.

Ясное дело, что ни возиться с чувствительными к температуре и условиями хранения плёнками, ни проявлять их, ни заниматься с химией в цифровом варианте фотографии уже не было нужды. А возможность практически сразу увидеть результат, подкорректировать параметры съёмки, сделать много версий одного кадра, да и просто не зависеть о фотолабораторий — это дорого стоит. Поэтому и пошла развиваться цифровая фототехника, особенно ускорившись после бурного роста вычислительных технологий.




2. Динамический диапазон
Обучение |

Если первый пункт вполне понятный и очевидный, то для второго нужны пояснения.
  • Во-первых, под динамически диапазоном понимают разницу между самой яркой и самой тёмной частью изображения. Чем больше разница — тем больше динамический дипазон. Считается, что чем больше фиксируемый динамический дипазон, тем лучше работает фототехника, то есть — у неё больше возможностей. Правда, тут есть оговорки и тонкости, но пока мы их опустим для простоты.
    Если говорить на примерах, то с недостатком динамического диапазона сейчас легко можно столкнуться снимая на недорогие цифровые камеры (типа тех, что ставят в мобильные телефоны). На этом снимке хорошо видно, что вместо куска неба — абсолютно белый участок, хотя если бы мы смотрели глазами, то видели бы там облака:

    Обучение |
    Фотография, сделанная на камеру с недостаточным динамическим диапазоном сенсора


    А вот пример снимка с широким динамическим диапазном, который сейчас часто достигается разными техническими ухищрениями, заложенными в конструкции современных цифровых фотоаппаратов. Видно, что тут и света (облака, солнце), и тени (тёмные области фотографии) — всё хорошо проработано:

    Обучение |
    Фотография, сделанная на цифровую камеру, обладающую функциями расширения динамического диапазона


  • Во-вторых, динамический дипазон измеряется в ступенях. Или, как её ещё называют: f-ступень, или EV (англ. Exposure Value) или стоп — любой термин в данном случае походит. Фотографическая ступень — это изменение яркости в 2 раза. То есть, когда фотографы говорят, что какая-то деталь на фото на ступень ярче другой детали, то это значит, что она ярче её в 2 раза.

  • В-третьих, динамический дипазон человеческого зрения крайне тяжело оценить, потому что наши глаза имеют способности адаптироваться к свету, а мозг в значительной степени производит "обработку" получившегося изображения, достраивая, фильтруя и дорисовывая увиденное с помощью всех органов чувств, знаний и памяти. И если измерять полный динамический дипазон зрения в ступенях, то он может запросто превысить 24 ступени. Однако, если говорить о мгновенном динамическом диапазоне нашего зрения (при неизменной ширине зрачка), то в этом случае как правило утверждают, что наши глаза могут воспринимать динамический диапазон порядка 14 ступеней. Тут тоже есть много тонкостей, но для простоты мы пока про них не будем говорить.

Вот уже после этих пояснений можно разбираться с техническими параметрами плёнки и цифры в этом пункте. Долгое время считалось, что плёнка превосходит цифру по показателям доступного динамического диапазиона:
  • Цветные слайдовые плёнки — до 4 ступеней
  • Цветные негативные плёнки — до 5 ступеней

  • Чёрно-белые слайдовые плёнки — до 5 ступеней
  • Чёрно-белые негативные плёнки — до 9 ступеней

  • Специальные низкоконтрастные плёнки — более 11 ступеней экспозиции

Максимально возможные 11 ступеней у плёнки впечатляют — они почти равны возможностям человеческого зрения (при моментальном взгляде, когда человек смотрит на один элемент сцены, дав глазам настроиться и не глядя никуда более). Однако, если смотреть на цифровую технику, то получается следующая картина:
  • Ранние матрицы первых цифровых фотокамер — до 5 ступеней

  • Типичные современные матрицы для систем видеонаблюдения — 9-10 ступеней

  • Современные матрицы в наиболее распространённых фотоаппаратах — 9-10 ступеней
  • Продвинутые матрицы по последним данным — 16 и более ступеней

То есть, если делать выводы из этой информации, то в чёрно-белом варианте некоторые специальные плёнки ещё могут составить конкуренцию цифровым фотоаппаратам по динамическому диапазону, но по цветным изображениям цифровые фотокамеры уже вне конкуренции. А это значит, что если вы соберётесь делать цветные снимки на пляже, например, то цифровым фотоаппаратом это будет выполнить удобнее, а результат может быть качественнее, чем у плёночной техники. У цифры меньше сложностей в получении хорошего снимка.



3. Детализация изображения
Обучение |

Под детализацией изображения грубо говоря подразумевают количество деталей, которое способен передать тот или иной носитель.
  • Если говорить о цифре, то там изображение состоит из отдельных точек — пикселей, как мозаичное пано:

    Обучение |
    Справа — сильно увеличенный фрагмент занего фонаря автомобиля

    Пиксели соотвествуют светочувствительным элементам на матрице фотоаппарата, и исчисляются сейчас мегапикселями (миллионами пикселей). Тут, правда, тоже всё не так просто, но чтобы не усложнять тему мы будем считать, что количество мегапикселей и определяет детализацию изображения, благо во многом это именно так и есть.

    Современная фототехника сейчас оперирует цифрами от 10 до 36 с лишним мегапикселей, в зависимости от модели фотоаппарата.


  • Если говорить о плёнке, то там само изображение определяется мелкими кристалликами светочувствительного материала (зёрен), расположенными в эмульсии:

    Обучение |
    Плёночное зерно, снятое при помощи электронного микроскопа

    Когда свет попадает на них, то начинается фотохимическая реакция и часть плёнки меняет свою прозрачность. Детализация изображения тут на прямую зависит от размера кристалликов: меньше зёрно — плотнее их можно поместить и большее количество детаелй можно отобразить.

    Однако, тут не всё так просто. Для того чтобы сама реакция могла начаться, попадания одного фотона света явно недостаточно, нужно их некоторое количество. А количество уловленных фотонов определяется яркостью света (интенсивностью излучения фотонов) и площадью поверхности, принимающей на себя эти фотоны (больше площадь кристалла — больше фотонов он сможет поймать). И вот тут мы получаем, что плёнка имеет ограничение по детализации изображения. Например, если говорить о 35-мм плёнке (подробнее о ней можно прочитать тут), то детализация ограничена на уровне 8-12 мегапикселей, в зависимотси от модели и типа плёнки.

    То есть, чисто теоретически зерно можно было бы сильнее измельчить, но тогда для нормальной работы фотоплёнки понадобилось бы больше света, что не всегда доступно для фотографа, согласитесь. При конструировании фотоплёнок для съёмки в условиях недостаточного освещения, инженерам очень часто приходилось делать крупное зерно, с большой поверхностью, тогда даже малое количство фотонов способно было запустить фотохимическую реакцию. И изображение у светочувствительных плёнок получалось заметно зернистым:

    Обучение |
    Снимок, сделанный на светочувствительную плёнку

Итак, получается, что в 35-мм стандарте, столь популярном у фотолюбителей, цифровая техника имеет возможность работать с изображением до 36 с лишним мегапикселей, в то время как из плёнки можно выжать до 12 мегапикселей инофрмации. По детализации в 35-мм стандарте цифра значительно опередила плёнку.



4. Эстетическая составляющая
Пожалуй, это самый сложный момент, потому что всегда, когда появляется вопрос вкуса и личных предпочтений, объективное обсуждение невозможно. Однако, в этом пункте тоже есть что сказать.

Очень часто, когда смотрят фотографии, снятые на плёнку, люди восхищаются цветами:

Обучение |
1942 | M-3 tank in action at Fort Knox, Kentucky | Alfred Palmer

Обучение |
1943 | Nearly exhausted sulfur vat from which railroad cars are loaded. Freeport Sulphur Company at Hoskins Mound, Texas | John Vachon

Обучение |
1942 | Riveter at work on a bomber at the Consolidated Aircraft factory in Fort Worth | Howard Hollem

Обучение |
1942 | Columbia Steel at Geneva, Utah. Servicing one of the floodlights that turn night into day on the construction site of a new steel plant needed for the war effort | Andreas Feininger


Причём, что интересно — красота цветов в значительной степени не теряется даже при просмотре фотографий на плохих или некалиброванных мониторах. Что это, магия? Отчасти. Для гармоничных цветов не так важно, какой именно будет, допустим, красный или синий цвета на изображении. Важно то, как красный выглядит относительно этого синего или других цветов. Важны комбинации и отношения цветов и яркостей.

А получились такие сочетания цветов не просто так, а из-за того, что при создании плёнок стояла задача сделать такие носители информации, которые давали бы хороший результат при минимальных затратах и усилиях со стороны фотографов. То есть, в плёнках изначально должны были быть заложены качественные цветовые и яркостные решения, чтобы потом печатникам не приходилось долго и нудно выводить нужные сочетания при подготовке фотографии к печати.

Для этого в команды конструкторов и технологов, разрабатывающих плёнки, привлекли самых разных специалистов: художников, искусствоведов, историков, психологов и известных фотографов. В общем — всех тех людей, которые понимают толк в интересных цветах, гармоничных сочетаниях и красивых изображениях. И именно эти люди задавали основной тон в разработках, именно они говорили что нужно сделать, чтобы плёнки выдавали красивый результат, ориентированный на ту или иную группу покупателей.

Как можно видеть, их усилия увенчались успехом: на плёнку до сих любят снимать люди, которые понимают толк в цветах, тонах и их красивых сочетаниях. В то же время, создателей цифры, похоже, мало волновали эти моменты: цифровой технике нужно было ещё вырасти в серьёзного конкурента плёночной. Поэтому все усилия конструкторов цифровой фототехники были направлены на технические моменты, такие как скорость и удобство работы, расширение динамического диапазона, увеличение детализации изображения, снижение стоимости, уменьшение габаритов техники и так далее. В пылу этого сражения про эстетику как-то забыли...

Поэтому на сегодня остаётся один параметр, который плёнка не уступила цифре — эстетический. Конечно, из цифрового файла можно получить любое сочетание цветов и тонов, в том числе — очень гармоничное и красивое. Но если в плёнке об выполнении этой работы подумали заранее, ещё на этапе конструирования фотоматериала, то в цифре об этом уже должен думать сам фотограф и/или тот, кто подгатавливает фотографии для публикации. А для этого они должны быть сами себе искусствоведами и художниками, что, увы, далеко не всегда так.

И только сейчас, когда цифра вышла формальным победителем из схватки с плёнкой, начинают задумываться об эстетической стороне изображений. Например, компания FUJIFILM явлется единственным производителем фототехники, обладающим огромным багажом знания в технологии конструировании плёнок, и сейчас она включает в свои фотоаппараты профили, позволяющие имитировать работу самых известных плёнок созданных компанией — слайдовых Velvia, Astia, Provia и некоторых негативных:

Обучение |
Снимок с имитацией цветов плёнки Velvia

Обучение |
Снимок с имитацией цветов плёнки Provia

Обучение |
Снимок с имитацией цветов плёнки Astia





Итак, если подводить итоги, то получается что плёнка сейчас проигрывает по основным технихническим параметрам цифровой технике: по удобству и скорости работы, по динамическому диапазону, по детализации. А выигрывает пока по эстетическим моментам: по красоте и гармонии сочетания цветов и тонов, и по простоте получения такой красоты. Но прогресс не стоит на месте и в будущем, я надеюсь, мы сможем увидеть, как цифра перестанет быть голой и бездушной и станет такой же красивой и эстетически приятной, как плёнка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не хвались идучи на рать, а хвались идучи с рати... Только отгремели победные звуки бравурных маршей по поводу вывода части российской военной группировки из Сирии. Звук орденов и медалей, раздаваемых щедрой президентской рукой, еще в ушах стоит. Проклятые исламисты ( запрещенные в ...
Вступление Швеции в НАТО. Никакой военной необходимости отказываться от своего двухсотлетнего нейтралитета у одного из самых материально  благополучных государств не было. Хотя с 2009 Стокгольм стали вовлекать в европейские военные договоры, страна, в сущности, ещё сохраняла свой ...
Бузова сейчас отдыхает на Ибице. Курорт молодёжный, отвязный. Местные жители и туристы ко всему готовы. Но даже они на Олю смотреть стесняются. А Бузовой всё нипочём – она это днище на видео записала и в сеть выложила. Выпускница Дома 2 припёрлась в клуб почти голая. Это всё фигня. ...
Оригинал взят у prosto_vova в Разговор с солдатом АТО Читать сразу после просмотра прилагаемого ролика: После прочтения текста, еще раз просмотреть ролик  - для закрепления материала Он стоял за хлебом, я за сигаретами в сельском магазине. Худой, невысокий, с очень ...
Это я о «Доктрине 77» Ивана Охлобыстина. Послушал не так давно, пробежал по распечатке его речи, и теперь хочу поделиться впечатлениями и послушать мнение коллег. Итак, на фоне застойного болота предвыборных речей появилось нечто, ...