Обществу грозит пубертатная шизофрения

Например, я частенько задумываюсь, почему одни люди вырастают в ответственных и самостоятельных людей, а другие, даже достигнув объективной зрелости, продолжают рассчитывать на помощь родителей. Дугин утверждает, что дело в отсутствии обряда инициации, с помощью которого в первобытных обществах делали из ребёнка взрослого.
По словам Дугина, акт инициации служил некой границей, переходя которую ребёнок становился взрослым. В разных культурах это происходило в разном возрасте, от 13 до 22 лет. Мужская инициация была практически повсеместна, а женская - нет. Поскольку женщине, по мнению первобытного общества, не обязательно было менять статус объекта на статус субъекта.
Инициация - это всегда стресс, какое-то травмирующее событие. Испытание, татуировка, прокол и прочие ужасы. Кстати, некоторые народы до сих пор сохраняют свои традиции. С мужем учился парень из одной африканской страны, если не ошибаюсь, из Южного Судана, который не так давно отвоевал независимость от Судана, и его лицо "украшали" классические шрамы инициации. Для нас это, конечно, звучит и выглядит дико. А он это воспринимал, как нечто само собой разумеющееся, ну, как мантию надеть на церемонию вручения дипломов.
Современное же общество устроено так, что никакого перехода от состояния ребёнка к состоянию взрослого не существует. И поэтому так много "детей" пятидесяти-шестидесяти лет. То есть, они все объективно взрослые, но их внутренние установки остаются такими, как у ребёнка. Субъективное "хочу" стоит на первом месте и общество потребления на этом успешно играет и зарабатывает миллионы.
Я не хочу сказать, что помощь родителей детям любого возраста - это плохо. Наоборот, меня восхищает такая поддержка со стороны самых близких. Тем более, когда человек на самом деле нуждается в деньгах, делая при этом всё возможное, чтобы начать обеспечивать себя самому. Кроме того, есть родители, кому такая помощь не в тягость, а в радость. Когда же пенсионеры отдают последнее на новомодный гаджет тридцатилетнему детине, который даже образование не потрудился закончить, это другое.
Но мне всё же интересно, почему одни могут принимать эту помощь, а другим и в голову не придёт даже попросить, не то, что требовать? Какая такая инициация может произойти с человеком в современном обществе, чтобы он почувствовал себя полностью ответственным за себя и за свою жизнь, и более того, за родителей? Дугин говорит про травмирующее событие. Что это может быть в нашей культуре? Смерть близкого, болезнь, испытания бедностью (например, если ребёнок рос с матерью-одиночкой)? Или же "обряды" - это бред сумасшедшего, а всё зависит от характера человека? Ещё один вариант - воспитание. Но тут может быть два пути: воспитание жёсткое, в стиле, вон из дома в 18 лет (21 год, после получения диплома ВУЗа), денег больше не дам и воспитание мудрое, в результате которого ребёнок сам приходит в пониманию того, что его жизнь - его ответственность.
|
</> |