«Общество снега» Хуана Антонио Байоны: Выжить любой ценой
okkomovies — 15.01.2024На Netflix появился основанный на реальных событиях триллер о выживании в нечеловеческих условиях «Общество снега». Кино вспоминает авиакатастрофу в Андах, из-за которой в снежных горах застряли молодые уругвайские игроки регбийной команды и их родственники. Картина испанца Хуана Антонио Байоны вполне может получить номинацию на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Рассказываем, почему детально воспроизводящий жуткие события более чем 50-летней давности и эффектно снятый триллер едва ли чем-то удивляет, но совершенно точно понравится любителям историй о преодолении и достижении невозможных целей.
13 октября 1972 года чартерный рейс FAU 571 вылетел из Монтевидео в Сантьяго. На борту самолета находились 40 пассажиров и 5 членов экипажа. Весь лайнер был заполнен игроками регбийной команды «Олд Кристианс», их друзьями и родственниками. На подлете к столице Чили самолет попал в циклон, врезался в скалу и рухнул посреди заснеженных гор на высоте 3600 м. 12 человек погибли в момент катастрофы, еще пятеро умерли от полученных травм в течение следующих нескольких дней. Выжившие остались одни наедине с голодом и холодом при минимальных запасах еды и теплой одежды. Помощи пассажирам злосчастного рейса тоже ждать неоткуда — после предыдущих авиакатастроф в Андах спасательные группы находили на месте трагедий только тела погибших. 28 выживших в катастрофе в горах — чудо. Вот только в попытках не умереть в адских условиях мало героического.
«Общество снега» закрывало Венецианский фестиваль прошлого года. Картина была выдвинута Испанией на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» и попала в 15 финалистов, которые по-прежнему претендуют на награду. В основе сценария лежит одноименная книга уругвайского журналиста Пабло Вьерчи, опубликованная в 2009 году.
«Общество снега» снял испанский режиссер Хуан Антонио Байона, который в начале карьеры прославился на родине жутковатым хоррором «Приют», а далее отправился покорять Голливуд и снимал кино с большими звездами. Постановщик работал над картинами «Голос монстра» и «Мир Юрского периода 2» и сделал несколько эпизодов масштабного сериала «Властелин колец: Кольца власти». Однако ближе всего «Общество снега» к фильму-катастрофе Байоны «Невозможное». То была трагическая история британского семейства, оказавшегося в эпицентре цунами в Таиланде в 2004 году. Испанский автор показывал частную беду во время массовой катастрофы.
В отличие от «Невозможного», в «Обществе снега» Байона мало раскрывает характеры членов регбийной команды, каждый персонаж дан широкими мазками. До трагедии зрители видят лишь фрагменты одного матча, посиделки в раздевалке да пару встреч перед поездкой. Трудно не только разобраться в личностях героев, но хотя бы запомнить их имена. Постепенно после крушения самолета в горах персонажи немного раскрываются, но по большому счету остаются единой группой выживальщиков, которые вместе планируют дальнейшие действия и принимают судьбоносные решения. Традиционно есть ведомые и ведущие.
Авиакатастрофа уругвайских регбистов в Андах в 1972 году и чудесное спасение части пассажиров — настолько невероятная история, что, конечно же, кинематографисты обращались к реальным событиям и до Байоны. В 1992 году американец Фрэнк Маршалл, больше прославившийся как продюсер «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега», «Цветов лиловых полей» и «Назад в будущее», снял голливудскую версию трагической истории «Выжить». Лицом картины был Итан Хоук. Фильм был основан на книге британца Пирса Пола Рида «Живые: История спасшихся в Андах». А в XXI веке на экраны вышел сериал «Шершни», создатели которого вдохновлялись несчастьями уругвайских регбистов. Только в многосерийном проекте самолет с американскими футболистками разбился в канадской тайге, а в глухих лесах девушек никто не мог найти несколько лет. Пока вышло два сезона «Шершней», продолжение следует.
Байона снимает фильм на испанском языке и с малоизвестными актерами, лишая историю голливудского лоска и пытаясь сконцентрировать зрительское внимание не на знакомых лицах в кадре, а на нечеловеческих условиях выживания. В один момент веселящиеся регбисты превращаются в несчастных жертв крушения, а уцелевшим остается рассчитывать на чудо и верить, что организм выдержит испытания. Пожалуй, больше всего в картине пугает контраст между спокойным полетом и адской борьбой за жизнь в горах. Поскольку фильм длится почти два с половиной часа, у аудитории хватает времени не только насладиться пейзажами Анд, но и представить себя на месте уругвайских регбистов. Каждый раз, когда уцелевшие пассажиры решаются на новую отчаянную меру, становится не по себе. Байона не судит умирающих от голода брошенных людей, которым приходится резать и есть замерзшие тела близких. Испанский автор, с одной стороны, впечатляется человеческим духом, который отказывается принимать смерть и борется за жизнь, прибегая к любым средствам. С другой, режиссер показывает физические и психологические муки регбистов, которых настигла незавидная участь. Провести границу между любованием чужими страданиями и фиксацией реальности в игровом фильме трудно.
Конечно, любой фильм-катастрофа и последующее выживание так или иначе оказывается подвигом, но в «Обществе снега» нет героизации уцелевших. Кроме того, Байона справедливо задается вопросом о последствиях трагедии. Подобные чудовищные события остаются с выжившими до конца дней. Да, многие регбисты впоследствии стали на родине знаменитостями. Например, Роберто Канесса баллотировался на выборах в президенты Уругвая, а Нандо Паррадо стал успешным бизнесменом. Однако, что необычно для жанра фильма-катастрофы, Байона проводит знак равенства между выжившими и погибшими. Жертвы, на которые пошли уцелевшие, настолько велики, что режиссер считает их умершими в горах, а домой вернулись уже другие люди. К схожей концепции обращаются многие современные фильмы о шутингах. Мы видим не только смерти людей, но и мучения выживших. Психологических травм и комплекса спасшегося избежать невозможно. Байона разумно приходит к такому же выводу в случае трагедии в Андах. Пожалуй, за исключением этой небанальной мысли, других интересных идей в фильме нет.
«Общество снега» снято с уважением к жертвам (каждую смерть сопровождает титр с именем и возрастом умершего) и некоторым отстранением от событий, но художественных изысков в триллере немного. Это здорово сделанное современное кино, но не более того. Зрелищные сцены авиакатастрофы и схода лавины через несколько дней после крушения разбавляют монотонную хронику мучений в горах. Как это почти что всегда бывает в случае фильмов-катастроф, визуальная составляющая превалирует над содержательной. Трудно сказать, что выносит зритель по итогам картины, разве что во время просмотра переживает за судьбу героев, если прежде не знал подробностей крушения самолета в Андах.
Текст: Максим Ершов
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.