
Общественная жизнь русской провинции. Космобольцы


Крамолоборцы
В Белгородской области первыми в России узаконили кибердружины — отряды добровольцев по поиску "опасной" информации в интернете. Теперь крамолу в Сети выявляют под руководством чиновников, которые говорят: "Проект у нас закрытого типа". К начинанию пригляделся "Огонек".
— Это у нас называется готовый материал, — Александр Мельников демонстрирует на экране папку с документом и двумя картинками. В документе ссылка на профиль "В контакте" белгородца Александра Л., на картинках — скриншоты крамольных сообщений с его страницы. Один — возмущение в адрес президента, другой — обидное про "Единую Россию". "Готовый материал" Мельников сегодня отправил в Управление МВД по Белгородской области.
Полноватый, основательный, в белой рубашке Александр — председатель белгородской общественной организации "Городская молодежь", а теперь еще и главный в городе кибердружинник... Сам Александр человек сознательный, а вот его соратникам, признает он, мотивации не хватает:
— Мы надеемся, что для нас придумают какую-нибудь систему поощрения. А то текучка большая. С января через проект прошли 70 наших активистов, а осталось пять, вместе со мной — шесть. Оказалось, что студенты психологически не готовы к такой нагрузке. Да и мне эта работа, если признаться, быстро надоедает.
Борьба с крамолой в Сети — занятие не из веселых. Каждый день Александр со товарищи механически, одну за другой просматривают странички молодых жителей Белгорода. Поскольку молодежи тут 44 тысячи человек, а дружинников шестеро и странички постоянно обновляются, работа здорово напоминает перенос воды в решете.
* * * * *
Кабинет в городском управлении молодежной политики Александр Мельников делит с руководителем "Ассоциации молодежи города Белгорода" Сергеем Селищевым. Тот тоже кибердружинник, но особый — в интернете он сражается с экстремизмом, не отвлекаясь на подростковые самоубийства, наркоторговлю и прочее сетевое зло.
Всего дружинников у него семеро. Но поскольку борьба с экстремизмом — дело опасное, все, кроме Сергея, свои лица и фамилии тщательно скрывают.
...Он чувствует себя на передовой.
— Территория у нас приграничная. И в наших белгородских сообществах зарегистрированы порядка 500 украинских аккаунтов. В любое время они могут активизироваться. Если они будут знать аккаунты моих ребят и ребят из Медиагвардии, они могут просто одновременно вырубить все наши учетные записи, поскольку "В контакте" достаточно 50 жалоб на аккаунт, чтобы заблокировать его на сутки в автоматическом режиме. Этих суток им хватит, чтобы разместить экстремистские призывы, найти единомышленников и уйти с ними в закрытые Телеграмм-каналы, где мы уже не сможем их отследить, — излагает план предполагаемой кибератаки Сергей.
Но врага он встретит во всеоружии. Ежедневно бдительный командир проверяет все белгородские сообщения с тегами #революция и #долойвласть. Последние три дня, правда, было много ложных срабатываний — один из продавцов биоактивных добавок рекламировал в соцсетях очередную "революцию в здоровом питании".
— Не обо всех людях мы сразу сообщаем в органы. Бывает, что все материалы на странице нормальные и только один экстремистский. Мы пишем такому человеку и сообщаем, что материал надо удалить. У нас есть для этого специальные аккаунты-боты. Многие сразу удаляют...
На счету Сергея немало разоблаченных экстремистов. В одном историческом сообществе, например, посмели говорить, что ветераны Великой Отечественной живут в России "настолько плохо, что в пору разрешать эвтаназию". Он подал сигнал — сейчас сообщество закрыто. Или вот молодая женщина — прикурила в храме от свечки и выложила фотографию в интернет. Сергей помог (он так и говорит — "помог") возбудить дело об оскорблении чувств верующих. В мае нарушительницу осудили, но, приняв во внимание новорожденного ребенка, пожалели и остановились на штрафе. А вот националист, призывавший воевать на Донбассе на стороне Украины, по словам Сергея, уже сидит. Последняя же победа активиста — антифеминистское сообщество "Мужское государство".
— У них там были откровенные призывы к революции, поэтому мы обратились в Следственный комитет, — докладывает Сергей.
* * * * *
— В январе-феврале мы основали дружины во всех 22 муниципальных образованиях области. Им назначены координаторы из центра молодежных инициатив и районных управлений по делам молодежи, — рассказывает глава управления молодежной политики Белгородской области Максим Чесноков. — Все данные стекаются в наш информационный центр.
Тяжело пришлось в маленьких муниципалитетах. Например, в Красненском районе молодежи — всего 2,5 тысячи человек, и только одна полуживая группа "В контакте". С немалым трудом удалось найти одного активиста, к которому сразу приставили координатора.
А 22 мая губернатор Белгородской области подписал первый в стране регламент по взаимодействию с кибердружинами. Районным администрациям и образовательным учреждениям теперь рекомендовано создавать, развивать дружины и поощрять активистов. Областной Центр молодежных инициатив обязан принимать все сигналы кибердружинников и реагировать на них в течение 10 дней. В тот же срок должны отвечать активистам и местные органы власти.
...По официальной статистике, в белгородские дружины набрали уже более 400 человек. КПД их, правда, невысок — за первые пять месяцев 2017 года 400 кибердружинников выявили всего 805 материалов "возможно противоправной направленности", как аккуратно пишут чиновники. По наводке дружинников Роскомнадзор заблокировал 392 пользователя и сообщества. 381 жалобу направили администраторам "В контакте", 47 сигналов — детским психологам, а 261 сообщение — в УМВД по Белгородской области.
* * * * *
На втором этаже бюджетного учреждения "Центр молодежных инициатив" располагается... информационный центр кибердружин. Здесь за ноутбуками сидят Лев, Инна и Настя. Лев только что после армии, Инна как раз из декрета, а Настя еще недавно курировала разные молодежные мероприятия. Все они работают в новом подразделении только две недели, но фотографироваться и называть фамилии уже категорически отказываются.
Все заняты делом... у Насти, девушки с ярко-красным маникюром и густо татуированными руками, на мониторе наклеена табличка-напоминалка "не забыть осмотр районов". И Настя не забывает. Сейчас она изучает жителей райцентра Вейделевка. Это поселок городского типа на 6412 человек. Настя ставит "В контакте" выборку: населенный пункт — Вейделевка, возраст — до 18 лет. И методично просматривает все подозрительные профили.
— Вот у девушки глаза рукой закрыты. Может быть, это ничего не значит, сейчас модно так фотографироваться. Но на всякий случай проверим, — комментирует Настя.
Время идет. В час дня девушки встают и уходят: "Извините, у нас обед". Но это ничего, после обеда они снова вернутся и займутся делом. И каждый день татуированная Настя будет читать странички школьников и школьниц Белгородской области. Восемь часов в день с перерывом на обед. Пять дней в неделю. Такая у Насти теперь работа.
https://www.kommersant.ru/doc/3329680