Обрезал? Укрась!
bibkniga31 — 29.08.2024 Культура художественного оформления книги не родилась в один день, для этого потребовалось время. Читатели ценили книгу прежде всего за её содержание, а лишь потом признали, что она может быть ещё и произведением искусства. В этом плане больше всего повезло обложке: её декорировали окладами из золота и серебра, украшали чеканкой, разноцветными красками, драгоценными и полудрагоценными камнями. Под оклады подшивали парчу, атлас и бархат. Само собой, такая красота не могла стоить копейки и книги были предназначены в подарок высокой особе или использовались для богослужений (литургические). Затем мастера обратили внимание и на обрезы книг, их стали золотить, раскрашивать, наносить теснённые рисунки. Цветные срезы в детстве запомнила только на серии "Библиотека всемирной литературы для детей" и томики никогда не выдавались на дом - лишь в читальном зале можно было посидеть с ними.А вот такую красоту можно встретить сейчас. Если пройти по книжному магазину или библиотеке, то замечаешь - у большинства изданий торцевая часть страниц без оформления, т.к. процесс закраски обрезов требует большого труда. Края блока должны быть идеально ровными, а если раскрашивается только одна часть обреза, нужно внимательно следить, чтобы краска не попала на соседние стороны. Каждый вариант окрашивания имеет свои особенности, а вариантов много: тампонирование, крапление, мраморирование, роспись, фольгирование, торшонирование. О последнем способе я и сама никогда не слышала - на окрашенном или неокрашенном обрезе книги специальными инструментами создается декоративная неровность, придающая некую шероховатость и бархатистость обрезу книги. Она может быть как упорядоченной, орнаментальной, так и хаотичной, имитируя "побитый временем"обрез старинного переплета https://advesti.ru/glossary/desk/1221. Закраска обрезов не только про эстетику, но и выполняет чисто практическую функцию - защищает книгу от пыли, препятствует проникновению влаги и деформации страниц из-за перепадов климата в помещении, где книги хранятся.
В XVI веке в искусство переплёта пришла мода на обрезы и чтобы похвастаться красотой, многие владельцы ставили книги на полки корешком к стене, а обрезом наружу. А я вдруг представила, как вспотевший библиотекарь пытается найти нужную книгу среди сотен повёрнутых к задней стенке корешков :). Именно переплётчики становились в те времена вровень, а то и на ступеньку выше автора книги. Например, немец Якоб Краузе, привнёс свои новшества и свой уникальный стиль: совместил характерные черты немецкого искусства с итало-французской, восточной, арабской орнаментикой. А уж обрезы Краузе всегда поражали воображение и современников, и тех, кто живёт сейчас - золото, раскраска, гравировка, плетёнки, гербы и т.д.
Библия. Новый Завет на немецком языке. Дрезден : С. Берген, 1575. Переплёт Якоба Краузе. Верхняя крышка и средний обрез. Фонд редких и ценных изданий РГБ
Фото: Мария Колосова, РГБ
Кстати, сейчас полно компаний, предлагающих раскрасить вашу книгу, как душе угодно. На мой взгляд, это потрясающая идея для подарка: именинник получает книгу, а блок страниц украшен его фотографией, например. Да и вообще - красиво, что говорить!
https://antiquebooks.ru/books.php?tit=eng
|
</> |