Образование — платить или не платить?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Школа. Здесь три аспекта:
- школьное обучение,
- общее развитие по направлениям, которых нет в школе,
- дотягивание школьной базы до нужного уровня.
Школьное обучение чаще всего бесплатное, а вот общее развитие и дотягивание чаще всего платное. Чем больше город, тем больше возможностей, и тем дороже обучение. Это очень хорошо представляют себе в Америке, где в бесплатные хорошие школы можно попасть только тогда, когда живешь в нужном недешевом районе.
Плюс для обучения требуется определенная материальная база. Музыкальные инструменты, спортивное оборудование, костюмы, компьютер/планшет, книги, пособия, лаборатории и прочее. Многое из этого прямой пользы не приносит, а сразу уходит в полезные слои. Эти слои нужны, без них из человека получается скучное полешко.
На вопрос «платить или не платить за образование в школьном периоде» господствуют две популярные точки зрения:
«не заплачу ни копейки, я сам выучился, и он пусть»
и
«плачу только за дополнительное, школьное должно быть бесплатно».
Обе они имеют право на жизнь, но почему-то люди не отдают себе отчета в том, что выбрав какую-то точку зрения, они определили всю дальнейшую стратегию.
«Не заплачу ни копейки» может дать хороший результат только в том случае, если родитель извернулся ужом и добыл все бесплатно. Таких вариантов сейчас все меньше. Эта позиция, скорее всего, заставит ребенка или выбрать специальность, не требующую послешкольного обучения, или пойти в вуз с минимальным порогом поступления. Дальнейший путь потребует серьезного лавирования. Хорошие социальные навыки помогут попасть в то место, где обучаться можно в процессе работы, и это идеальный вариант. Поэтому крайне желательно вырастить хотя бы социальные навыки, без них совсем никуда.
«Плачу за дополнительное» имеет довольно странный эффект. В дополнительное у нас чаще всего попадает или аристократический набор с музыкой, рисованием и теннисом, или техногенный с программированием и роботостроением, или спортивный. И если у ребенка проблемы с основной программой, то ни один из этих наборов ему не поможет. Тогда нужно идти тем же путем, что и те, кто ни за что не платил. Если же у ребенка нет проблем с программой, то все отлично, у ребенка появляется выбор — поступать в хороший университет, поступать в плохой, лавировать по местам работы с целью сбора опыта.
Вариант, когда родители следят и за программой, и за общим развитием, и за отсутствием перегрузки, и платят по необходимости, дает ребенку максимум возможностей при выборе дальнейшего пути.
Разумеется, существует множество способов устроить свою жизнь, вообще не заморачиваясь вообще никаким образованием. Но я сейчас говорю о традиционном пути городского среднего класса.
Таким образом, стоимость школьного образования состоит из стоимости проживания в нужном регионе, расходов непосредственно на обучение, сопутствующих расходов и стоимости времени членов семьи, которые тратят на ребенка свое время. И когда все это складывается, можно заметить, что получить школьное образование бесплатно не получится.
Университет. Он, как ни странно, может оказаться намного дешевле. В этот период с родителя уже снята обязанность обеспечить общее развитие, дополнительно можно ничему не учиться, и закончить вуз без лишних трат.
Однако запланированная серьезная карьера потребует расходов еще больших, чем школа. В зависимости от профиля нужны будут или книги, или дополнительные занятия, или расходы на собственные эксперименты, или стажировки. Бесплатная стажировка в полезном месте или бесплатное обучение в заграничном университете — тоже по сути платные, потому что в этот момент человек или сам себя содержит, или это делают родители.
Люди, которые не заметили, что СССР давно закончился, продолжают ждать, что школа подготовит ребенка к поступлению в университет, а университет — к работе. Нет. Ничего этого не будет, даже если заплатить. Ребенок готовит сам себя при поддержке родителей. А уж за что будет заплачено — это каждая семья решает самостоятельно.
|
</> |