Обратная связь

В совсем уж непритязательном фильме "Сексуальные хроники французской семьи" бессмысленность конструкции "секс в основе всех добродетелей" еще более очевидна. Почтенная мать семейства после того как ее сына поймали за рукоблудием в школе решила, что все неустройства в жизни идут от табуированности сексуальной темы. Постепенно француженка отучает домочадцев стесняться и к концу фильма, когда оказывается, что ее старший сын любит мальчиков, воскликнула: "какая разница: гомо, би... главное – сексуал". Но если в "Сексе по дружбе" секс становится (не понятно, правда, с чего) генератором каких-то правильных поступков, то авторы "Сексуальных хроник" даже не понимают необходимости обосновывать его руководящую и направляющую роль.
Европейская культура так устроена, что в ней все еще нельзя ориентировать ценностную пирамиду на собственное удовольствие. Необходима подмена, доказательство того, что это удовольствие ценно не само по себе, а как кратчайший путь ко всеобщему благу. Так мечется Стивен Фрай, пытаясь объяснить, что идеология сексуальных меньшинств не сводится к сексу (http://piggy-toy.livejournal.com/2256616.html). Но этот умный и утонченный человек не понимает, что своим многословием он лишь подчеркивает комизм защищаемых идеалов: попробуйте-ка, дорогие читатели, представить любого уважаемого лично вами христианского философа, произносящего страстную речь о своих постельных привычках. "Главное – сексуал" – под этими словами мог бы подписаться Фрай, но этой подписью он и поставил бы себя вне европейской культуры.
Как не сложно догадаться, дело не в количестве сексуальных сцен в том или ином фильме, а в подходе. Так чудесный фильм "Особые отношения", где Изабель Юппер играет (в который раз?) проститутку, возвращает эту перевернутую модель к нормальному состоянию. Героиня Юппер изначально живет по заветам "Секса по дружбе", то есть спит за деньги, оставаясь при этом хорошим и даже замечательным человеком, более того, она использует секс как своего рода психотерапию – на зависть прямолинейным американцам. Параллельно в фильме действуют и настоящие психотерапевты, которые по большому счету могут быть названы проститутками (тончайшие границы между торговлей телом и торговлей душой пересекаются и обыгрываются в фильме многократно с большим изяществом). Но в итоге безвыходность этой круговой продажи всего и вся становится удушающей, Юппер бросается за помощью к похожему на патера психологу, который, в отличие от своих коллег, стремится вернуть "псюхе" к понятию души. Он отказывается лечить ее "психологией" и вместо этого помогает заблудившейся и отчаявшейся женщине обрести себя. Все заканчивается хорошо – и для Юппер и для остальных исстрадавшихся героев того же фильма, но спасение приходит лишь тогда, когда они отказываются от модели "потремся – оно и заведется" и ставят во главу угла действительно главное. Себя не обманешь. Если "главное – сексуал", то больше никакого главного у тебя и нет. Я не считаю себя вправе запрещать чужие системы ценностей или даже ограничивать их пропаганду, но свое право называть белое белым, а черное – черным никому не уступлю. Выбор каждый должен сделать сам иначе толку от него не будет (эта тема, кстати, отчетливо звучит в "Особых отношениях"). К сожалению, в наше время право самостоятельного выбора вновь начинают ограничивать со всех сторон.