Обработка | Шаг за шагом


Более подробно буду рассказывать и показывать на
курсах Фотопроекта. =: )
Здесь можно скачать полноразмерный PSD (105.7Mb):
Строго говоря, это снимался не портрет, а простой хэдшот — рабочий
инструмент для кастингов. Ну, не суть, можно и на нём
потренироваться. Что делать, если визажиста нет или он не справился
с поставленной задачей? Мучить карточку в Photoshop-е, разумеется!
=: ) Вот такой кадр был получен в результате съёмки (ISO 50 | 1/125
| f/9):
1. Далее, загружаем его в Photoshop с минимальными коррекциями при
RAW-конвертировании (потому что снято в студии с хорошими условиями
по свету и ничего такого серьёзно править не надо):
2. Не зря говорят, что фотография — очень жестокая штука. Дело в
том, что в жизни мы вообще ничего подобного, как правило, вообще не
замечаем, особенно если человек нам симпатичен — через буквально
пару минут внимание целиком переключается на общение. К тому же, в
жизни мы крайне редко бываем так близко к тому, с кем общаемся: при
100%-увеличении голова девушки на моём 30" мониторе имеет размер
раза в 4 превышающий её реальные физические размеры...
Итак, нам надо сначала исправить мелкие недостатки кожи:
3. Очень часто разные люди простят показать обработку кожи и потом,
после того, как я им показывают этот процесс, долго стоят и смотрят
с немым вопросом: "Типа, эта-а-а... А где же магия?!" А нету
её тут! =: ) Всё очень просто и незатейливо.
Каждую следующую операцию я делаю на новом слое, для того, чтобы
если вдруг моя обработка зайдёт не в ту степь, то я всегда мог бы
просто удалить этот слой и начать операцию делать заново. Конечно,
в Photoshop-е есть history и работает undo. Но тут дело в том, что
history по умолчанию имеет всего лишь 20 шагов. Это значение,
конечно, можно увеличить в системных настройках, но тогда Photoshop
будет жрать много ресурсов. И в любом случае, техническая ретушь,
которая делается в самом начале, требует совершения очень большого
количества мелких действий, поэтому, сколько бы не было уровней в
history — всё равно они довольно быстро закончатся. =: )
Поэтому — новый слой и работа инструментом healing brush с такими
настройками (кисть должная быть 100% жёсткой, иначе будет грязь по
краям, размер её каждый раз подбирается индивидуально для каждого
отдельного очага повреждения кожи):
4. Путём несложных, но довольно продолжительных по времени
манипуляций с healing brush, после первого этапа технической ретуши
получаем кожу лица без временных дефектов:
5. Но крупные недостатки кадра остались:
6. Поэтому на новом слое повторяем п.4, но только с кисточкой
большего размера. Но если в п.4 от ретушёра ничего не требуется
кроме внимания и деревянной задницы для хорошей усидчивости за
монитором, то тут, на этом этапе, надо быть уже более внимательным.
И не просто перетаскивать фактуру с чистой кожи на повреждённые
участки, но ещё и учитывать общий светотеневой рисунок и форму
лица, потому что легко получить совершенного другого человека
именно на этом этапе ретуши:
7. На предыдущем шаге можно и остановиться, но если делать для
более строгих заказчиков с более жёсткими требованиями, то
требуется повторить п.6, окончательно убрав складки под
глазами:
8. Ну и в качестве финальной зачистки я иногда использую плагин
Imagenomic Portaiture (хотя в 90% случаев обхожусь без него и без
любых других плагинов — работу нужно организовывать так, чтобы её
всегда можно было сделать на стандартных средствах
Photoshop-а):
9. Даже если я и использую Portraiture, то всегда выставляю такие
параметры, чтобы он занимался зачисткой только низкочастотного шума
(который, кстати, сложнее всего нейтрализовать вручную) — движки
Fine и Medium (отвечающие за высоко- и среднечастотные шумы) стоят
на отрицательных значениях (-20 и -10, соотвественно), движок Large
— на положительных (+20):
10. После этого получаем "куклу":
11. И чтобы этот эффект не резал глаз, я убираю прозрачность слоёв
Step 3 Retouch и Portraiture до 30%, для каждого. Получается такое
чистенькое личико, не лишённое, при этом, фактуры кожи:
12. После этого я создаю новый пустой слой и складываю его в режиме
mutiply. На этом слое я обычной полупрозрачной мягкой кисточкой
рисую тени, там где их по моему мнению надо бы добавить:
13. После этого создаётся аналогичный слой для бликов, который
складывается уже в режиме screen:
14. Тени размываются gaussian blur-ом:
15. Блики тоже, но радиус у blur-a ставится поменьше — блики должны
быть более жёсткими. Причём, чем жёстче будут блики, тем более
блестящей будет выглядеть кожа. Здесь подбирается необходимый
баланс между сиянием кожи и её матовостью, подбирается
исключительно на вкус:
16. И после этого регулируется прозрачность слоёв с бликами и
тенями, для получения более реалистичной имитации освещения:
17. Далее — дополнительным adjustment layer-ом curves поднимается
общий контраст картинки (то, что немного поползли цвета в сторону
насыщения, здесь даже ничего, только на пользу, на мой взгляд, хотя
по-хорошему это, конечно, надо либо компенсировать, либо применять
контраст к L-каналу в LAB, либо делать другим способом, не влияющим
на цветность):
18. И ещё одними curves поднимается яркость и "блестючесть"
волос:
19. А чтобы не блестело то, чего не нужно, ограничиваем слой curves
такой грубой, но весьма действенной маской:
20. После этого делаем копию слоя Step 2 Retouch, поднимаем его
наверх и обрабатываем с при помощи плагина Other -> High Pass с
радиусом, например, 2 (этот параметр подбирается под каждый
конкретный случай индивидуально — надо знать, что будет потом с
этой картинкой, где она будет печататься, на чём и так далее, более
подробно об этом можно будет узнать тут: http://www.fotoproekt.ru/port/msk/ru/school/seminars/print/
и тут: http://www.fotoproekt.ru/port/msk/ru/school/seminars/sharp/
):
21. На 100% увеличении переключаем режим сложения на Soft Light или
Overlay и смотрим степень шарпа - устраивает он нас или нет? Можно
попробовать разные режимы сложения этого слоя с остальной картиной
(Soft Light — в результате "шарпит" слабее, Overlay — сильнее,
вообще, на эту тему есть даже отдельный семинар: http://www.fotoproekt.ru/port/msk/ru/school/seminars/blend/
):
22. Ну и для контроля. Если что-то не устраивает, то меняем
прозрачности слоёв и добиваемся наилучшего соотношения было/стало,
если есть в этом такая необходимость:
И вот, собственно, результат. Кому не нравится излишняя
гротескность обработки и кукольность картинки — могут замикшировать
результат с пп. №5-6, для получения своей версии. Ну и да, это,
конечно, не полная обработка всей картинки, масса нюансов
остаётся за кадром (работа с одеждой, волосами, фоном и так
далее):
P.S.: Дорогие сторонники "чистой фотографии" и противники "дешёвого глянца"! Я убедительно прошу вас не задавать пустые вопросы "зачем вы её так?" Если я сделал такую обработку, значит она для чего-то нужна. Ваше право сделать другую обработку или варьировать приёмы для получения такого результата, который вам ближе по духу. Специально для этого есть полноразмерный PSD-файл, каждый может скачать его и сделать свою версию. Такую, какую посчитает нужным сделать. =: ) Я всего лишь показываю приёмы, а ваше право пользоваться ими, или нет.
Спасибо за понимание.