Обыватель любит сильных.
sandra_nova — 09.07.2014Есть у пана Сапковского в «Ведьмаке» такой момент (по памяти пересказываю, ибо точную цитату искать ленюсь): идёт, значит, большая война, и вот два государства под шумок решили раздеребанить третье - естественно, под соусом «освобождения». Вообще Сапковский как поляк к таким дерибанам несколько нервно относится…
Вот, значит, готовится армия выступить в «освободительный» поход, а в обозе той армии уже сидят барды и заранее сочиняют песни в честь «освобождения».
- Ой, встречали освободителей да хлебом и сООООлью, - затянул для пробы один бард и обратился к другому. - Подскажи мне рифму на слово «соль»!
Ну, тот ему и подсказал - не то фасоль, не то антресоль…
Сапковский верно подметил, что зачастую сцены «обрадованное население со слезами на глазах встречает освободителей» подготавливаются заранее, особенно сейчас, в век информационных войн. Однако это никак не отменяет того факта, что всегда и везде найдутся люди, которые сами по себе, без всякой подготовки и без оплаты, выйдут с цветами и с хлебом-солью встречать… в общем, выйдут встречать кого угодно - это я вам как жестокий реалист говорю. Почему я так считаю?
Ну, во-первых, потому, что практически везде найдутся люди, искренне считающие оккупантов не оккупантами и врагами, а освободителями - к примеру, в 1941 году находились люди, вполне искренне приветствующие немцев как «освободителей России от жидо –большевиков». А если речь идёт о гражданской войне, то тем паче в любом селе найдётся кто-нибудь, считающий пришедших «жовто-блакытных» (красных, белых, зелёных - нужное подчеркнуть), своими.
Во-вторых, обыватели быстро устают от войны - от постоянного страха, обстрелов, перебоев с водой и продуктами, и т.д. - и, устав, приходят в состояние «будем рады любому, кто положит этому конец». Возможно, потом, когда «освободители» начнут грабить, насиловать, убивать, загонять людей в фильтрационные лагеря, обыватели станут укорять себя за то, что радовались «освободителям», но эти укоры уже ничего изменить не смогут.
В-третьих, в гражданской войне подавляющее большинство обывателей всегда стремится встать на сторону победителя, и осуждать обывателей за это нельзя, ибо такова их природа. Эти особенности психологии обывателей неоднократно описывались в книгах и демонстрировались в фильмах:
- Шо, опять власть меняется?
- Та отож.
- То надо ж взнать, якый портрэт пид иконамы вишаты - чи то Пэтлюру, чи Троцького, чи то государя-императора…
Кстати, вы будете смеяться, но легендарное село Малиновка таки находится в Славянском районе...
Поэтому не будьте наивными овечками: да, платили в Славянске жителям за то, чтоб они разыграли перед камерами сцену «встреча освободителей»; да, были в Краматорске те, кто встречал нацгадов нецензурными выражениями.
Но были и будут те, кто по собственному желанию встретит карателей цветами, выдаст им семьи ополченцев и сочувствующих, расскажет, куда ушли бойцы сопротивления и т.д., и т.п. - так было в Славянске, так будет и в Луганске: так бывает ВЕЗДЕ, ибо такова жизнь и такова природа обывателя.
Разумеется, верно и обратное: если бы в какое-то село вошла колонна танков под флагами ДНР, то её тоже встретили бы цветами, показали бы, куда сбежали правосеки и где живёт местный майдаун - се ля ви. Обыватель любит сильных.