"Обыкновенное чудо" (1978) и необыкновенные костюмы
selyanka1 — 14.02.2022
В честь Дня Всех
Влюбленных
Музыкальный фильм "Обыкновенное чудо" режиссёра Марка Захарова
вышел на экраны страны в 1978 году.
Смотреть "Oбыкновенное чудо" сейчас
чудо само по
себе можно с двойственным впечатлением.
С одной стороны, кажется, весь антураж, костюмы и декорации,
будто собраны "по сусекам", из того, что было в дефицитное время
(художник Людмила Кусакова, отвечавшая и за декорации, и за
костюмы, в воспоминаниях действительно пишет, что часть
элементов она находила даже среди выброшенных предметов).
И вместе с тем, все здесь так точно и так продумано. У каждой
детали своя роль, смысл заложен в каждом наряде и образе. Давайте
посмотрим и разберемся!
ВОЛШЕБНИК: Хозяин, Романтик и Маг под
рубашкой
Многослойный образ Волшебника построен как же внимательно и
кропотливо, как и... борода героя! (которую по волоску «собирали»
на лице Янковского перед съемками). Каждая деталь здесь имеет
смысл.
Неспроста этот костюм трехслойный!
Первый слой — растянутый серый кардиган, говорящий о том,
что после женитьбы Волшебник остепенился и "одомашнился". И даже
стал жить "как все", вроде бы.
Второй слой — белая блуза с оборками, символ мечтательности
и романтики и элемент, объединяющий Волшебника с двумя
романтическими героями.
Такое сходство задает ставит перед зрителем вопрос: действительно
все они похожи? Или для Волшебника это "шелуха", иллюзия, что он
добрый и романтичный? Ведь под этим есть еще один слой...
Третий слой костюма Волшебника и, возможно, его настоящая
сущность — черная водолазка и на шее массивная цепь, символы
колдуна (и ахетипичного Мага).
К концу истории герои избавляется от верхних своих одежд, исчезают
и белые романтические оборки и домашняя кофта. Теперь на нем
халат-шлафрок — домашнее одеяние, но в нем герой не выглядит ни
мягким, ни покладистым, скорее, наоборот — величественным.
ЖЕНА ВОЛШЕБНИКА: Хозяйка или
аристократка?
А вот образ жены Волшебника строится на контрасте — утонченной
внешности актрисы Ирины Купченко и её домашнего платья.
Да еще и с фартуком!
Однако простой её не назовешь — это интеллигентная и тонко
чувствующая женщина (другую Волшебник бы не взял в жены). И цвет
платья, и его отделка подсказывают романтизм героини.
А вот фартук и домовитость... На поверхности это про желание
жить нормально, "как все", сосредоточившись на семье
и
"одомашнивании" супруга. Но здесь больше — забота, попытка
уберечь и даже спасти.
В конце Хозяйка тоже меняет наряд (продолжая использовать модные на
момент съемки мотивы).
Синий, символизирующий молодость и романтизм, она меняет на
оранжевый и бордо — цвета, символизирующие осень. Этот наряд про
уход молодости, утрату надежд, крах иллюзий.
***
МЕДВЕДЬ и ПРИНЦЕССА
Костюмы этих героев указывают на близость и сходство с их
первой встречи. Оба чистые, мечтательные, романтичные — оба в пене
белых оборок (по сути это два архетипичных "Невинных", которые
идеализируют окружающий мир и смотрят в будущее с ожиданием и
надеждой).
Однако…
Он хоть и юноша, а все же Медведь, значит, должно быть и животное
начало. Поэтому кожаный пиджак и кожаные штаны для верховой езды, в
которых герой до последнего кадра.
*кстати, не находите, что этот наряд с модным "клешем"
делает Медведя-Абдулова похожим на Трубадура, срисованного (за 10
лет до этого) из модных западных журналов?
Меняются и наряды Принцессы, отражая развитие героини. Так, из
пены романтичных оборок она переодевается в мужской костюм,
символизирующий её независимость.
интересно, что режиссер утвердил Е.Симонову на эту роль после
того, как увидел именно в этом костюме.
Финальный наряд Принцессы — платье (ещё одна модная модель уходящих
70-х), которое визуально связывает Принцессу с нелюбимым женихом.
Смотрите, как цветовая гамма повторяется в обоих нарядах.
Но для Принцессы это по сути траурный наряд (лиловый = близкий
к черному, считающийся цветом полу-траура), предрекающий смерть в
несчастливом браке.
***
КОРОЛЬ и ШУТ МИНИСТР-
АДМИНИСТРАТОР
Хотя последнего я бы назвала Министр-Эстет, если судить по его
костюму. Нарядный, роскошный, цветной, призывающий к любованию —
Министр в своих собственных глазах, неотразимый и привлекательный
мужчина (и архетипичный Любовник).
Могу допустить, что это [ироничная] дань, "взятка" цензуре —
тяга к роскоши, интерес к нарядам как характеристики буржуа, а
значит, черты отрицательных героев.
В конце истории Министр тоже меняет наряд. В его случае — на еще
более роскошный, теперь уже золотой, напрямую копирующий наряд
Короля — место, на которое он метит.
И о Короле (наверняка вашем любимом персонаже ) Это ещё один
персонаж, в чьем образе постоянно присутствует двойственность.
Так, грубая железная корона, символизирующая силу, грубую
власть, суровость, жестокость. Кто-то может её узнать как корону
другого короля — Мелиота ("31 июня"), т.к. этот королевский
аксессуар почти одновременно снимался в двух картинах.
смотрите, как по-разному одна и так же вещь смотрится на
очень разных лицах!
Зато костюм — игривый, расписной, одновременно роскошный и
несерьезный. Как и сам персонаж, "болтающийся" между
[архетипичными] Шутом и Ребенком.
где-то ещё мелькало сравнение с
королем-рыбаком...
***
ЭМИЛЬ и ЭМИЛИЯ (aka трактирщик и придворная
дама)
Нельзя закончить и обойти вниманием эту пару!
Придворная дама Эмилия, чей оригинальный наряд увенчан
претенциознейшей шляпой (могла бы быть архетипичным Творцом, но не
в её характере). Это буквальное отражение высокого статуса
героини.
Она и мечтательна и романтична в душе, но при этом горда и
почти высокомерна (шляпа не случайно делает её ещё выше).
А вот любовь её молодости, трактирщик Эмиль — полная
противоположность. Зритель встречает его в практичной простой
одежде, утепленным меховым жилетом (очевидно, архетипичный
Искатель).
И эта встреча меняет обоих. Во-первых, одевая в один и тот же
цвет (интересно, что песочный — возможно, чтобы не выбиваться из
общей канвы декораций и фактуры).
И кроме того, костюмы демонстрируют перемены в каждом из
героев. Эмиль становится более элегантным, городским. А Эмилия в
буквальном смысле… расцветает!
Отсюда
Про костюмы предыдущего фильма
А
король-то в килте! Фильм "Обыкновенное чудо" (1964)