рейтинг блогов

"Обыкновенное чудо" (1978) и необыкновенные костюмы

топ 100 блогов selyanka114.02.2022
В честь Дня Всех Влюбленных

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы _900 x 600.jpg

Музыкальный фильм "Обыкновенное чудо" режиссёра Марка Захарова вышел на экраны страны в  1978 году.

Смотреть "Oбыкновенное чудо" сейчас чудо само по себе можно с двойственным впечатлением.

С одной стороны, кажется, весь антураж, костюмы и декорации, будто собраны "по сусекам", из того, что было в дефицитное время (художник Людмила Кусакова, отвечавшая и за декорации, и за костюмы, в воспоминаниях действительно пишет, что часть элементов она находила даже среди выброшенных предметов).

И вместе с тем, все здесь так точно и так продумано. У каждой детали своя роль, смысл заложен в каждом наряде и образе. Давайте посмотрим и разберемся!

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 1.jpg


ВОЛШЕБНИК: Хозяин, Романтик и Маг под рубашкой

Многослойный образ Волшебника построен как же внимательно и кропотливо, как и... борода героя! (которую по волоску «собирали» на лице Янковского перед съемками). Каждая деталь здесь имеет смысл.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 2.pngОбыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 3.jpg

Неспроста этот костюм трехслойный!

Первый слой — растянутый серый кардиган, говорящий о том, что после женитьбы Волшебник остепенился и "одомашнился". И даже стал жить "как все", вроде бы.

Второй слой — белая блуза с оборками, символ мечтательности и романтики и элемент, объединяющий Волшебника с двумя романтическими героями.
Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 4.jpg

Такое сходство задает ставит перед зрителем вопрос: действительно все они похожи? Или для Волшебника это "шелуха", иллюзия, что он добрый и романтичный? Ведь под этим есть еще один слой...

Третий слой костюма Волшебника и, возможно, его настоящая сущность — черная водолазка и на шее массивная цепь, символы колдуна (и ахетипичного Мага).

К концу истории герои избавляется от верхних своих одежд, исчезают и белые романтические оборки и домашняя кофта. Теперь на нем халат-шлафрок — домашнее одеяние, но в нем герой не выглядит ни мягким, ни покладистым, скорее, наоборот — величественным.
 
Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 5.jpg
Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 6 fmt_114_24_1112i.jpg

                 
ЖЕНА ВОЛШЕБНИКА: Хозяйка или аристократка?

А вот образ жены Волшебника строится на контрасте — утонченной внешности актрисы Ирины Купченко и её домашнего платья.
   
Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 7.jpg
Да еще и с фартуком!

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 8.png
     
Однако простой её не назовешь — это интеллигентная и тонко чувствующая женщина (другую Волшебник бы не взял в жены). И цвет платья, и его отделка подсказывают романтизм героини.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 9.jpg
     
А вот фартук и домовитость... На поверхности это про желание жить нормально, "как все", сосредоточившись на семье и "одомашнивании" супруга. Но здесь больше — забота, попытка уберечь и даже спасти.

В конце Хозяйка тоже меняет наряд (продолжая использовать модные на момент съемки мотивы).
 
Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 10.jpg
           
Синий, символизирующий молодость и романтизм, она меняет на оранжевый и бордо — цвета, символизирующие осень. Этот наряд про уход молодости, утрату надежд, крах иллюзий.
***
     
МЕДВЕДЬ и ПРИНЦЕССА
 
Костюмы этих героев указывают на близость и сходство с их первой встречи. Оба чистые, мечтательные, романтичные — оба в пене белых оборок (по сути это два архетипичных "Невинных", которые идеализируют окружающий мир и смотрят в будущее с ожиданием и надеждой).

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 11.jpg
Однако…

Он хоть и юноша, а все же Медведь, значит, должно быть и животное начало. Поэтому кожаный пиджак и кожаные штаны для верховой езды, в которых герой до последнего кадра.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 12.jpg
*кстати, не находите, что этот наряд с модным "клешем" делает Медведя-Абдулова похожим на Трубадура, срисованного (за 10 лет до этого) из модных западных журналов?

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 13.jpg
   
Меняются и наряды Принцессы, отражая развитие героини. Так, из пены романтичных оборок она переодевается в мужской костюм, символизирующий её независимость.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 14.jpg
интересно, что режиссер утвердил Е.Симонову на эту роль после того, как увидел именно в этом костюме.

Финальный наряд Принцессы — платье (ещё одна модная модель уходящих 70-х), которое визуально связывает Принцессу с нелюбимым женихом. Смотрите, как цветовая гамма повторяется в обоих нарядах.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 15.jpg
   
Но для Принцессы это по сути траурный наряд (лиловый = близкий к черному, считающийся цветом полу-траура), предрекающий смерть в несчастливом браке.
***
       
КОРОЛЬ и ШУТ  МИНИСТР- АДМИНИСТРАТОР
 
Хотя последнего я бы назвала Министр-Эстет, если судить по его костюму. Нарядный, роскошный, цветной, призывающий к любованию — Министр в своих собственных глазах, неотразимый и привлекательный мужчина (и архетипичный Любовник).

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 16.jpg
Могу допустить, что это [ироничная] дань, "взятка" цензуре — тяга к роскоши, интерес к нарядам как характеристики буржуа, а значит, черты отрицательных героев.

В конце истории Министр тоже меняет наряд. В его случае — на еще более роскошный, теперь уже золотой, напрямую копирующий наряд Короля — место, на которое он метит.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 17.jpg
И о Короле (наверняка вашем любимом персонаже ) Это ещё один персонаж, в чьем образе постоянно присутствует двойственность.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 20.jpg
 
Так, грубая железная корона, символизирующая силу, грубую власть, суровость, жестокость. Кто-то может её узнать как корону другого короля — Мелиота ("31 июня"), т.к. этот королевский аксессуар почти одновременно снимался в двух картинах.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 21.jpg
смотрите, как по-разному одна и так же вещь смотрится на очень разных лицах!

Зато костюм — игривый, расписной, одновременно роскошный и несерьезный. Как и сам персонаж, "болтающийся" между [архетипичными] Шутом и Ребенком.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 22.jpg
где-то ещё мелькало сравнение с королем-рыбаком...
***
     
ЭМИЛЬ и ЭМИЛИЯ (aka трактирщик и придворная дама)
 
Нельзя закончить и обойти вниманием эту пару!

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 23.jpg
 
Придворная дама Эмилия, чей оригинальный наряд увенчан претенциознейшей шляпой (могла бы быть архетипичным Творцом, но не в её характере). Это буквальное отражение высокого статуса героини.

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 24.jpg
Она и мечтательна и романтична в душе, но при этом горда и почти высокомерна (шляпа не случайно делает её ещё выше).

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 25.jpg
   
А вот любовь её молодости, трактирщик Эмиль — полная противоположность. Зритель встречает его в практичной простой одежде, утепленным меховым жилетом (очевидно, архетипичный Искатель).

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 26.jpg
           
И эта встреча меняет обоих. Во-первых, одевая в один и тот же цвет (интересно, что песочный — возможно, чтобы не выбиваться из общей канвы декораций и фактуры).

Обыкновенное чудо (1978) и необыкновенные костюмы 27.jpg
           
И кроме того, костюмы демонстрируют перемены в каждом из героев. Эмиль становится более элегантным, городским. А Эмилия в буквальном смысле… расцветает!
Отсюда

Про костюмы предыдущего фильма А король-то в килте! Фильм "Обыкновенное чудо" (1964)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
:) РНБ сделала интерактивные оглавления к электронным копиям адресных и справочных книг Санкт-Петербурга — Ленинграда. Теперь в огромных старых адресных и телефонных книгах намного легче искать фамилии и адреса! Этот удобный инструмент предназначен для широкого круга людей, ...
Песах — центральный праздник еврейского народа. Слово песах (пасха) означает «прохождение мимо».Хаг Песах самеах ! Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских ...
Немцы из Бокера подсунули китайцам из Магнума наркотиков от Микротеха. Magnum Twister Появятся, куплю. ...
нет вы это видели? кароч садисты в телеке! в одной рекламе чувак радостно так поет "Там внутри тусовка паразитов" и показывают мультяшное сердце таксы в червях.... и потом прям сразу следом "Приучи кота к керамзиту"... это типа квартира - голые стены. Да животных ваще в такой пылище ...
Алкогольные напитки древности Человечество употребляет алкоголь на протяжении нескольких тысячелетий. Антропологи полагают, что алкоголь мог служить основной причиной перехода древнего человека от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Независимо от того, является ли он ...