Обидеть тургеневскую девушку всякий может...
a_i_z — 18.04.2024 (от 18.04.2023)"Ирина в "Дыме", Одинцова в "Отцах и детях" вообще львицы,
жгучие, аппетитные, ненасытные, чего-то ищущие — все они чепуха.
Как вспомнишь толстовскую Анну Каренину,
то все эти тургеневские барыни со своими соблазнительными плечами летят к чёрту"
(из письма Чехова Суворину, 24.02,1893 год)
Примерно туда же посылает тургеневских героинь и Довлатов -
"Знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться"...
Ну да, конечно, тургеневскую девушку обидеть может всякий...
Не знаю, как вы, а я совершенно уверена, что не было бы в жизни Тургенева Полины Виардо,
не было бы у нас такого "женского писателя", как Тургенев.
Женского в том смысле, что практически везде у него главные — женщины.
Сильные, слабые, взбалмошные, мудрые - всякие, как в жизни.
И все они появились у Тургенева уже после знакомства с Виардо и поклонения ей.
(автопортрет Полины Виардо и её рисунок-портрет И.С. Тургенева, 1858 год)
Так что, наверное, нечего его жалеть, что-де прожил-то всю свою жизнь "на краешке чужого гнезда".
"Он жалок ужасно. Никогда не думал, что он способен так сильно любить" — Л. Н. Толстой про Тургенева, из письма тётке, 1857 год
Значит, так надо было.
Как и в случае с Пушкиным — "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив"...
А вот например, Герман Лопатин (пламенный революционер, сподвижник Чернышевского, познакомился с Тургеневым в 1873 году, частый его гость)
очень нелюбезно отзывался в своих воспоминаниях о Полине Виардо.
"Виардо? Добрый гений Тургенева? Она экспроприировала Тургенева у России.
И что такое Виардо? Я знаю французское женское воспитание...
Собрали вокруг неё своих знаменитых друзей и сделали её такой, какой она была, её муж и её любовник, если таковым был Тургенев".
Луи Виардо, 1841 год, ему тут 41 год:
Еще Лопатин:
"Её муж был очень умным господином. Это для нас, русских monsier Виардо только муж Полины Виардо.
А для французов madame Виардо только жена Луи Виардо.
Он был очень образованный и очень сведущий в литературе и искусстве человек.
Интересовался он и политикой и смыслил в ней много. Французы знали его.
Для русских очень заметна разница в произведениях Тургенева до встречи его с Виардо и после неё.
До - у него был народ, а после - уже нет..."
Не знаю, о каких народных произведениях - до встречи с Полиной Виардо - говорит Лопатин.
Тургенев познакомился с Виардо в ноябре 1843, ему 25, ей-22.
В 1838 году 20-летний Тургенев опубликовал в журнале "Современник" стихотворение "Вечер" (Дума), ну да, симпатичный дебют.
В 1843 году он написал поэму "Параша" (не читала).
Были в 1840—1843 ещё несколько рассказов, кто их помнит...
А потом уже всё написанное было — после знакомства — с Полиной Виардо.
Может, и мало в романах Тургенева народа, ну тогда Герману Лопатину нужно - к Некрасову, там народ есть...
"Что за роскошь "Отцы и дети"! Просто хоть караул кричи!" (это опять Чехов и я согласна с ним.
И тут у Тургенева больше всего (чем в других) женских персонажей.
И сёстры Катя и Анна Сергеевна Одинцова, и Фенечка, и Кукшина-"эманципе",
и Арина Власьевна, мать Базарова, и старуха-княжна в доме Одинцовой (- А что пишет кнесь Иван?),
и Нелли-княгиня Р., и Дуняша...
А у меня самая любимая тургеневская девушка - Катя, сестра Анны Сергеевны Одинцовой.
Горда, независима (при её-то положении младшей и не богатой),
упряма, наблюдательна (вспоминается пушкинская героиня, которая - "дика, печальна, молчалива").
А как Катя сестру-то сделала (что за сленг! ну, ладно)...
Старшая сестра и в мыслях не вела, чтоб кто-то смел бы другую полюбить, когда она сияет рядом.
" - Катя, тебе из города привезли ботинки, поди примерь их:
я уже вчера заметила, что твои прежние совсем износились.
Вообще ты не довольно этим занимаешься, а у тебя ещё такие прелестные ножки!
И руки твои хороши... только велики; так надо ножками брать. Но ты у меня не кокетка...
Катя поднялась со скамейки и, взяв с собою Гейне, ушла тоже - только не примерять ботинки.
- Прелестные ножки, — думала она, медленно и легко всходя по раскалённым от солнца каменным ступеням террасы,
- прелестные ножки, говорите вы... Ну, он и будет у них".
Ну и кто после этого скажет, что писал не знаток загадочной женской души? Знаток и есть.
В начале поста - иллюстрация "Катя и Аркадий", 1956 год, худ. Д.Б.Боровский(1926-2004)