Об увиденном и прочитанном мною про испытания Starship. Эксперты, очевидность и

1. Испытания ведутся для определения мер повышения надежности. Это испытание полезно, факт.
2. Испытание привело к шагу назад в продвижении их расписания. Напомню сразу, что расписание создают в предположении, что прошедшие испытания дали мало нового. Это испытание придется повторить.
3. Маск написал, что расписание сдвигается. Следующее не ранее февраля. 25 испытаний в 2025 предполагают два испытания в месяц, а не одно.
4. Пусковая (нижняя) ступень работала необычайно успешно. Замечания:
а) на мой выпуклый глаз Starship с новой тяжелой верхней ступенью отрывался медленнее, надо исследовать;
б) один Raptor внешнего ряда уже слетал в предыдущем испытании, второй его полет;
в) один Raptor из второго ряда пропустил зажигание после разделения ступеней, но в третьем включении работали все 13 Raptor внутренних рядов из 33, сбой не повторился;
г) до разделения образовался небольшой избыток метана;
д) пожар после поимки намного слабее, безопаснее;
е) ступень на лапах качалась, но моей тревоги тем не вызвала.
В целом подтверждающее испытание пусковой ступени успешно. Но до статистики далеко, конечно.

5. Верхняя ступень. Авария.
После вполне успешного на вид разделения признаки происшествия появились не сразу, а уже в космосе. Первым отключился малый управляющий Raptor внутренней тройки. Последним перестал работать внешний силовой Raptor. Развитие происшествия сопровождалось показаниями увеличенного, в сравнении с кислородом, расхода метана. Глазастые усмотрели отражение на обшивке руля пламени пожара в хвосте ступени, я не сумел это увидать. Потом телеметрия пропала в трансляции SpaceX. Но замечу, что она отобразила явно последний шаг развития аварии. Правда, без видео со ступени. Разворот виноват в перерыве связи?
Видимо, один работающий боковой Raptor, который еще и не мог рулить, так как неподвижен, развернул ступень настолько, что сработала система аварийного безопасного разрушения.
Пока утверждают, что обломки упали в пределах полигона. В связи с происшествием два авиалайнера развернуты диспетчерами движения. Разумеется, разрушение в космосе огромной ступени общественно опасно. Расследование FAA начато.
6. Такая верхняя ступень испытана впервые. Первое, что очевидно стоит проверить, это все то, что ново на ней. Потому что прежде разделение и разгон на орбиту протекал успешнее.
7. Маск предположил, что возник пожар в отсеке между холодным нижним баком жидкого кислорода и пожарной перегородкой над двигателями. Но, напомню, выраженный перерасход был метана. По предположению Маска, в отсеке скопилось неожиданно много метана, не хватило сечения дренажа. Видимо, в отсеке оставался и воздух, или туда попал еще и кислород, что привело к пожару. Возможно, далее стали перегреваться трубы подачи, что приводило к последовательным отказам Raptor.
То есть пожар, полагаю, не вел к быстрому полному отказу. Можно тушить. Маск предложил поставить в отсек пожаротушение.
Хорошо, но в давнем втором испытании (IFT-2) был пожар в этом же отсеке. Тогда Маск написал, что надо заполнять отсек гелием. Кстати, что с ним? Ненавижу гадать, но гелий недавно заменяли наддувом выхлопом двигателей. Не тут ли? Новое компоновочное решение не проработано в известной частности? Или как еще?
Я не эксперт, мне лишь хочется написать, какой я злопамятный. Да.
8. А давайте посчитаем, сколько в мире экспертов в этом деле. И где эксперты работают? А сколько таких, как я, советчиков главному инженеру SpaceX, но с пропитой памятью?
Наконец, сколько среди нас легавых бот-майоров? Предлагаю тишину в отсеках, чтобы услышать малых сих. Тех, кто сегодня спрашивает об успехах Маска, будто их хоть кто-то не знает. Или что Безос движется как черепаха, хотя обогнал всех в мире, кроме прыткого Маска. Привет китайцам, кстати.
Эта же сволочь начинает войны. Это враги моего народа. Патриоты же, а не сволочь холуйская, всегда помнят, кто уничтожил нашу космонавтику, что нам так дорого досталась.
И еще болтовня, что у Маска все схвачено, Трамп нажмет, — происки врагов прогресса, дикарей-совков. Злоупотребление властью — преступление у цивилизованных народов. Маск уже написал, что следующее испытание не ранее, чем в следующем месяце, то есть задержится хотя бы на недели.
Илон Маск, как всегда, о своих надеждах. Надеюсь и я. Ни он, ни я никому ничего не пообещали.
|
</> |