Об уходах из науки

топ 100 блогов d_catulus05.06.2024 Некоторое время назад в результате совершенно случайных процессов активизировался чат моих однокурсников. Со времён нашего выпуска прошёл без малого десяток лет, нас разбросало по миру, и от многих не было ни слуху ни духу всё это время, и тут нате! Почему бы не пообщаться?

И вот люди начали рассказывать о своём пути в науке (или подальше от науки); к сожалению, историй "подальше" оказалось гораздо больше, чем хотелось бы - особенно учитывая, что биофак МГУ готовит в первую очередь фундаментальных исследователей, а не прикладников, а потому такой гигантский отсев из профессии уже после завершения обучения оказывается крайне нерациональным расходованием человеческого ресурса. Я подумал над всеми рассказанными биографиями и решил написать об этом - в первую очередь, в назидание грядущим поколениям, чтобы они не совершали тех же самых ошибок.

Первая, наиболее явная причина ухода из науки - это мудак-научник (кто бы мог подумать!). Это действительно известная проблема в академической среде - когда аспирантов ни в грош не ставят, держат на хлебе и воде, постоянно унижают, заставляют заниматься чёрной работой вместо исследований для их диссертации и т.п. Тут я, к сожалению, никаких рекомендаций по выбору дать не могу: мне самому повезло с моими руководителями с самого начала, за что я им весьма благодарен, а потому подобный опыт у меня отсутствует и я плохой советчик. Тем не менее, пожалуйста, помните: мудаковатость старших товарищей хотя и широко распространена, но не всеобща, а потому конкретный научник - не приговор. Пообщайтесь с коллегами, возможно, вы найдёте более удачный вариант; в конечном итоге, вы не крепостные и не привязаны к одному человеку - среди моих знакомых есть примеры как удачной смены научника внутри института, так и смены института вообще. Да, это куда сложнее во всех смыслах, чем с самого начала прийти в лабораторию и спокойно делать диссертацию; но это всё ещё реальный путь, не фантастика.

(кто-то из скептиков может возразить, что, дескать, мы выслушали только одну сторону - возможно, там сам аспирант был жутким лентяем и всё такое; я в таких случаях всегда говорю, что в человеческом общении есть минимум две стороны, и в случае разного опыта этих сторон инициатива должна быть у наиболее опытной; в конечном итоге функция руководителя состоит именно в том, чтобы руководить, наставлять и помогать решать проблемы, возникшие у юнца по неопытности, а не просто чморить юнца за эту самую неопытность)

Вторая причина - это дети (особенно это касается женской части курса - с другой стороны, у нас на курсе было что-то около двух третей девушек, если не больше). Конечно, я ни в коем случае не отговариваю вас от заведения детей, у каждого человека своя ситуация, свои желания, свои представления о жизни и всё такое; и я лично знаю девушек, которые имеют больше одного ребёнка и при этом они не выпадали из научной работы более чем на месяц. С другой стороны, иные аспиранты защищаются и с научниками-мудаками... Просто помните о том, что дети требуют кучу ресурсов - как материальных, так и не- (и, наверное, в первую очередь не-; гораздо, гораздо больше, чем вам кажется перед их заведением); а потому очень хорошо подумайте перед таким важным жизненным шагом - ведь если научника можно сменить, то это уж точно назад не отыграешь. Вас никто не должен заставлять принимать то или иное решение, это целиком в ваших руках (а если кто-то заставляет - это повод крепко задуматься). Сначала внимательно проанализируйте свою жизненную ситуацию, но помните: как бы вы хорошо ни подготовились, в конце концов вы всё равно не будете готовы))) И вот если в условиях предвосхищения этой самой "неготовности" в вас ещё не пропадёт решимость заниматься ещё и наукой, а под рукой неизменно будет крепкое плечо супруга, - то почему нет? Но я вас предупредил.

Третья причина не звучала в явном виде, но сквозила через многие рассказы. Это некоторое несоответствие ожиданиям - и эта причина для меня оказалась новостью, и вот почему. Я всегда знал, что буду зоологом, потому что ну зверюшки всякие, динозаврики, вот это вот всё - это то, что больше всего привлекает детей в биологию, то, что их больше всего интересует. И лично я никогда не изменял этому детскому интересу, ведь если не зверюшки и динозаврики, то что? Белки по пробиркам раскапывать? Это ж скукота... Конечно, здесь ещё наложилось то, что я изучал биологию не столько по книгам, сколько "вживую" - жизнь в деревне весьма способствует этому - а потому всякие ящерки были для меня не пустым звуком. Но оказалось, что для большинства юных биологов (в том числе и моих однокурсников) биология - это книжная наука, и к выпуску из школы они по большей части начитаны о всяких новейших методах биотехнологии, но не понимают, что самая суть биологии - именно в тех самых зверюшках и травках, всё из них и для них, а вовсе про книги. И впоследствии оказывается, что продолжать читать книжки и капать белки по пробиркам - до жути скучно (кто бы мог подумать!), а великие открытия вроде структуры ДНК совершать дано далеко не всем исследовательским группам, да и им предшествует долгое и нудное капание - но об этом-то в учебниках не пишут.

Поэтому, пожалуйста, во-первых, помните, что биология - это не книжная наука, и потому уделяйте больше времени реальной подготовке, а не чтению (благо ресурсов для этого сейчас стало несравнимо больше, чем в нашей юности) - так вы гораздо быстрее поймёте, надо оно вам или нет. Во-вторых же - есть известная цитата, приписываемая то Толстому, то Чехову: "Если можешь не писать - не пиши". Я бы расширил её на любую человеческую деятельность. Если вы можете не заниматься биологией - пожалуйста, не занимайтесь ею, ищите дальше, пока не найдёте то дело, которым не сможете не заниматься. А если уж не можете не заниматься биологией - тогда вам не помешают ни злобный научник, ни орущие дети, ни низкая зарплата и всё прочее. Я не говорю, что перечисленные проблемы не надо решать - но именно эта "неспособность не заниматься" даст вам поистине неиссякаемый источник сил для решения этих проблем. А вот без неё вы очень быстро сбежите без оглядки - но ведь потраченное время вам никто не вернёт, почему бы с самого начала не предвосхитить это бегство и просто не начинать?

Об уходах из науки

На фото: типичный пейзаж из окрестностей моего родного посёлка, который я снял одним из первых в 2008 году, когда купил себе хоть сколь-нибудь приличный фотоаппарат, чтобы фотографировать зверюшек в полях и лесах.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наперекор своим взглядам по поводу никчемности публикаций по пятницам рассказов о мяукающих домашних любимцах, всё же решил опубликовывать рассказ о котейках Севастополя. А дело в том, что ты можешь не любить эти создания, можешь делать вид, что их нет вокруг, но именно в этом приморском ...
говорит пезда, опиль то помирает. мигает спорадически аварийкой, поворотники по левому борту включаются на пятый раз и вообще явно просится в опилиную валгаллу, пировать там за длинным столом с другими турбоопилями! ну я то хуле, говорю, не ссать, раз уж мы бнв прям счас не покупаем, а ...
Фото ЯндексФотки. Вспомнилась эта легендарная фраза Дмитрия Нагиева, когда прочитал новость о денежном довольствования наших топ-менеджеров и руководителей госкомпаний. По последним данным, Игорь Сечин - руководитель крупнейшей в мире нефтяной компании "Роснефть", в день получает 2 ...
Допустим, большинство (если не все) террористов - французы. У них есть многочисленные родственники. К этим родственникам придет полиция - поговорить. А родственники возьми да и открой по полиции огонь на поражение. Ну и в последующей перестрелке родственники, например, умрут от полученных ...
«Коммерсант» пишет, что следователи по делу о взрыве Крымского моста 17 июля проверяют среди прочего версию о «двойном теракте». По этой версии, сначала к мосту были направлены дистанционно управляемые гидроциклы со взрывчаткой. Их встретили огнем те, кто охранял мост. Под прикрытием ...