ОБ ОВОЩАХ И НЕ ТОЛЬКО

Вот вам пример. В ноябре 1935 года в Москве проходит слёт отличников-ударников госторговли. На трибуну вскарабкивается первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б) и, по совместительству, первый секретарь Московского областного комитета ВКП(б) товарищ Хрущёв, который обращается к участникам слёта с зажигательной речью под названием «За культурную советскую торговлю!». Речь на самом деле была зажигательная: прочитайте – ежели вам интересна эта эпоха, получите удовольствие.

Так вот, он там много чего наговорил, я процитирую лишь небольшой, но весьма показательный фрагмент [Никита Сергеевич Хрущёв. Два цвета времени: Документы из личного фонда Н.С. Хрущёва. В 2-х тт. Том 1. – М.: Международный фонд «Демократия», 2009. – с. 274 – 277]:
... У нас ещё есть образцовые магазины, где торговля поставлена по-советски, культурно. Задача состоит в том, чтобы методы советской культурной торговли распространить на все магазины, на всю торговую сеть и на все без исключения товары.
Возьмите такой ходовой товар, как картофель. Несмотря на то что у нас в прошлом году картофеля было очень много, продавали её грязной, повреждённой, со всякими примесями. Мы должны покончить с этим безобразием. Все работники прилавка должны поставить перед собой задачу продавать потребителю только чистый картофель. Я думаю, что следовало бы картошку мыть, хотя некоторые товарищи и возражают против этого.
С МЕСТА. Она так портится.
ХРУЩЁВ. Конечно, если вы намоете на неделю! Если же намыть её ночью, а утром продавать, она не испортится. Мне кажется, что дело не в этом. Некоторые товарищи привыкли продавать картошку с мусором, им странно отпускать её чистой. Наши представители, побывавшие за границей, – тт. Вейцер, Хинчук могут сказать нам – моют ли там картошку?
С МЕСТА. Моют.
ХРУЩЁВ. Вот видите, картошку можно мыть и нужно мыть. В нашей торговой сети должен быть только чистый отсортированный картофель. Если вам будут привозить плохую картошку, мелкую, поврежденную, не принимайте её в магазин. Если вам будут её навязывать, обращайтесь в торговую инспекцию, в Моссовет, протестуйте против навязывания негодного товара.
Надо помнить, что овощники и бакалейщики являются той группой торговых работников, которые чаще всего соприкасаются с одним и тем же кругом покупателей. Овощники и бакалейщики имеют дело с одним и тем же потребителем ежедневно, а то и два раза в день. Костюм потребитель купит раз в течение длительного промежутка времени, точно так же обстоит дело с обувью, а за продуктами он приходит ежедневно. Вот почему работа овощников, работа бакалейщиков чрезвычайно ответственна. Oни в особенности должны заботиться о завоевании уважения потребителя.
Научились ли наши овощники торговать культурно? Нет ещё! Возьмите, например, капусту. Кое-кто пытается в Москве пустить в продажу капусту прошлогоднего засола. Может быть, действительно в прошлом году мы сделали ошибку, засолив слишком много капусты. Но всё же хороший хозяин к маю всегда вываливал капусту из бочки под откос и начинал эту бочку готовить к осени. Тем более не к лицу работникам советской торговли подсовывать потребителю негодный товар. Мы должны решительно бороться с спекулятивно-нэпманскими извращениями в торговле.
В старое время существовал рассказ про солдата, который пошёл в лавку купить сало и вместо сала купил мыло. Приносит он это мыло домой, ему говорят: «Раз деньги заплатил, ешь мыло!». По этой поговорке «раз стоит денег, так ешь» нам торговать не годится. Надо не только установить контроль, чтобы под видом свежей капусты не завезли в магазины старую, но поставить дело таким образом, чтобы капусту продавать с яблоками, с морковью, с душистым перцем, с клюквой. (Аплодисменты.)
Среди работников наших торгующих организаций года два назад гуляла теория, что московский потребитель не любит томатов. Когда мы вызвали в Московский комитет партии поваров и спросили, какие томаты вам дают, нам повара сразу сказали: «Нам томаты дают для приправ, но они настолько плохого качества, что мы ими чистим кастрюли». (Смех.) Понятно, что потребитель не хочет брать этих томатов.
Были и такие теоретики, которые уверяли, что московский потребитель любит зелёные помидоры. (Смех.) Надо повести решительную борьбу со всякими подобными «теориями» и «теоретиками», в которых отражается барски пренебрежительное отношение к потребителю.
Есть такая поговорка: бабка спросила: «Какой хлеб больше любишь: белый или черный?». «Мне, бабка, всё равно, что черный, что белый, давай белый!». Так и в этом деле. Конечно, берут дрянные томаты, если других нет, и платят за них деньги, но покупатель требует хороших продуктов, что бы ни говорили разные «теоретики».
Овощи - скоропортящийся товар, а у нас нередко их перевозят навалом. Вы сами, вероятно, видели такую картину: едет машинах, на ней лежит капуста, а на капусте сидят два парня. Везут лук или огурцы, а наверху обязательно кто-нибудь сидит. Надо наладить культурную перевозку овощей, приспособив для этого автомашины. В магазине овощи должны быть аккуратно разложены, спрыснуты водой; в магазине должно быть прохладно. Сам вид овощей должен быть привлекательным, а не отталкивающим, как это нередко бывает.
Мы должны учитывать быстрый рост материального благосостояния трудящихся и изменение в связи с этим вкусов и запросов потребителя. То, что потребитель вчера брал, он неохотно берёт сегодня и совсем не будет брать завтра. Растёт спрос на более дорогие продукты, на продукты высокого качества. Кто этого не понимает, тот не сумеет ни удовлетворить потребителя, ни развить обороты своего магазина.
Осенью этого года обороты торговли картофеля значительно снизились по сравнению с этим же периодом прошлого года. Но разве у нас меньше картофеля в этом году? Конечно, нет. Картофеля у нас очень много. Часть его, несомненно, пойдёт на развитие животноводства, часть – на технические переработки. Дело не в том, что картофеля мало. Дело в том, что в настоящее время предъявляется больший спрос, чем раньше на более дорогие продукты. Так, например, в этом году значительно выросло по сравнению с прошлым потребление фруктов. Наши торгующие организации завезли в этом году в Москву вдвое больше фруктов, чем они первоначально предполагали. Как видите, никакого затоваривания фруктами у нас нет. В октябре прошлого года в Москве продано ... тонн фруктов, в октябре этого года – ... тонн. В ноябре прошлого года продали ... тонн, в октябре этого года – ... тонн. Повысился уровень жизни трудящихся масс, растут потребности, и наши торгующие организации должны чутко улавливать эти изменения...
Итак, что мы видим? Никита Сергеевич учит с трибуны торгашей, как торговать овощами. Глупо? Возможно. Но если вникнуть в текст стенограммы выступления, то окажется, что партийный функционер, чьё дело – языком молоть, в секреты профессионального мастерства торговцев овощами вник глубже этих самых торговцев: он и особенности товара знает, и психологию потребителей, и их предпочтения. О чём это говорит? Да всё о том же: об уме, наблюдательности, трудолюбии помянутого функционера, его способности вникать в детали.
И ещё. По моему скромному мнению, приведённая цитата – наглядная иллюстрация того, в общем-то, банального утверждения, что социализм нежизнеспособен. Те процессы, которые в нормальном социуме регулируются рынком, т.е. развиваются без или почти без вмешательства извне, в условиях социалистического хозяйствования обречены только и исключительно на ручной режим управления, а отсюда следуют хронические товарный дефицит, блат, жуткая коррупция и, как следствие, распад системы.
|
</> |