Об одном изъяне правой риторики: "независимость и самостоятельность"
krylov — 20.03.2012 В «правой» риторике, особенно в российском её варианте, есть одно любопытное противоречие, которое, кажется, не замечается даже критиками правых.А именно. Правые склонны воспевать индивидуализм, эгоизм, самостоятельность, независимость и умение добиваться своего, причём не от природы, а от общества. Их герои - изобретатель, придумавший скрепку и крышку для бутылки и на этом сделавший миллионы; cстроитель первого небоскрёба; предприниматель, начавший с захолустной лавочки и построивший всемирную сеть продаж; певица Мадонна или какая-нибудь «Леди Гага»; ну или хотя бы программист, переехавший из Усть-Волчьехренска в Сан-Франциско. «Они добились». Какими способами – уже не столь важно: истинно правого восхищает сам факт достижения. Правый зачастую даже готов признать, что удачливый гангстер тоже, в общем-то, «чего-то добился». Для истинно верующих в творческий индивидуализм и честный успех гангстер, конечно, злой еретик, но всё-таки не просто лох теплохладный. Он же на самом деле верует в то же божество, пусть и поклоняется ему не вполне каноничным образом.
При этом правый обычно не жалеет яду (хотя бы словесного) для безработного, сидящего на пособии и требующего его увеличения; негритянки, шантажирующей работодателя «расизмом», чтобы не быть уволенной; араба, нелегально перебравшегося из Триполи в Палермо, и прочих таких персонажей. Их они считают паразитами, негодяями и уродами, не желающими честно трудиться, а желающими сидеть на шее у общества.
Проблема в том, что они и любят и ненавидят один и тот же человеческий тип.
Это всё люди, которые хотят получить от общества какие-то блага, и их получают. Не твари дрожащие, а право имеющие. Точнее, обретающие его в борьбе за признание. Как в личной борьбе, так и в коллективной. Что эффективнее, но труднее, потому что коллективную борьбу нужно ещё организовать, направить и так далее.
Для того, чтобы «честно трудиться», никакой самостоятельности и независимости не нужно. Можно быть совершеннейшим социопатом и бояться людей, но работать аккуратно, исправно и производительно. Правда, в таком случае работать придётся, скорее всего, за еду, а то и просто «чтоб не били». Ну а гордо помереть с голоду вообще легко. Неприятно, но усилий прилагать не нужно. «Терпи и сдохнешь».
Зато для того, чтобы чего-то ТРЕБОВАТЬ (что приличной зарплаты, что пособия по безработице), нужен тот самый индивидуализм, эгоизм, готовность отстаивать свои интересы, самостоятельность, независимость и прочие социальные качества, столь любимые «правыми».
Более того. «Самостоятельность и независимость» НАЧИНАЕТСЯ как раз с пресловутого «иждивенчества», то есть с умения просить, потом требовать, потом добиваться и получать полагающееся тебе. Полагающееся по закону, выпрошенное-выклянченное, добытое угрозами и шантажом. А вот человек, не умеющий и боящийся требовать своего, в том числе от общества и государства – никакой не «самостоятельный фримен», а трус, раб, бюджетник, самозанятый. Как и гордо помирающий без помощи и поддержки.
Почему всем этим противным неграм и латиносам выплачивают пособия, с их правами считаются и так далее? Потому что белые стали глупыми и добрыми? Нет, потому что негры и латиносы долго над этим работали. Разными способами, в том числе и довольно неприятными. Ну чё, «они добились». В отличие, скажем, от терпеливого и нетребовательного российского населения.
Ну конечно, всегда можно встать в позу и заявить, что «это же совсем другое дело» и «нельзя даже и сравнивать такие разные вещи». Но если всё-таки взять и сравнить – то самое и получится.
)(