Об образовательной системе на примере Алисы и Хеймдалля

Так обстоят дела с постулатом "в школу с семи лет", который нами неоднократно разбирался. Мы рассказывали и об истории возниковения одиннадцатилетнего образования, и о наличии альтернативы "в десятилетку с семи, в одиннадцатилетку - с шести", которую благополучно загубили, и о пещерном невежестве околошкольных "логопедов" и "психологов" с их замечательной неготовностью мозга (кстати, как показывает практика, неготовность мозга обычно у самих "специалистов", и зачастую она достигает пугающих масштабов).
Мы говорили о недостатках и достоинствах классно-урочной системе и о том, что на момент её внедрения в СССР вопрос стоял не об индивидуальной траектории, а о том, как в стране, 95% населения которой неграмотны, построить советскую власть с индрустриализацией и электрификацией и тем фактом, что вокруг
Да, классно-урочной системе в этой ситуации альтернатив нет. Всеобуч характеризуется именно всеобщностью, а требование грамотности рабочего класса сформулировано ещё Марксом. Как, впрочем, и крестьян.
Но годы идут, и ситуация меняется к лучшему. Разумеется, сохраняется неоднородность общества по уровню и качеству образования (классический пример - евреи, высшее образование было для них нормой ещё во времена оны) Дети приходят в школу читающими, пишущими, считающими, часто задолго до пороговых семи лет. Но... школе они оказываются не нужны, здесь "череп жмет", "учись как все", "куда тебе дроби, читай Колобка" (и замечательные высказывания на тему того, что колобка тоже нужно читать правильно, куда же без них). Есть ли альтернатива в классической школьной системе, альтернатива сколько-нибудь распространенная? Конечно, нет. Дети не прыгают через классы, никто не подбирает им программу по уровню, никому нет дела до того, освоили они программу этого урока/модуля/класса или нет, они будет сидеть в классах по возрасту.
Да, если они прыгнут через класс или два, то с высокой вероятностью их будут травить. Травлю станут не замечать, а иногда и провоцировать учителя, её будут поддерживать родители. (Нам было довольно смешно увидеть попытки подобного рода в нашу сторону, до сих пор некоторые сайты бурлят. Но с нами-то не получится, а вот с ребенком, которого "отдали на растерзание", который младше, а, значит, слабее, который "много о себе возомнил, тоже мне, гений нашелся", справиться гораздо проще).
Многие родители впадают в синдром отличника и вгоняют туда детей, не понимая, что знания - это не про оценки и не про то, понравился ты Анне Федоровне или нет. Пятерка вообще является показателем того, что вы идете не по уровню и программа вам "маловата". Спросите в НМУ ;)
Альтернативой могла бы стать модульная система, реализованная в некоторых британских или американских школах, когда ребенок может взять курс "искусство-3" или "комплексный анализ-2", если выполнил все пререквизиты этого курса. Разумеется, с указанием минимальных требований к освоению образовательной программы. И, конечно же, нужен честный и откровенный ответ на вопрос о том, какие функции выполняет школа. Если школа - это, в первую очередь, место передержки детей до 18 лет и освобождения рабочих рук родителей, то она прекрасно справляется со своими задачами. Если же школа - место освоения образовательной программы, то мы должны говорить о том, что темп этого освоения может и должен регулироваться как самим обучающимся, так и его родителями. Технический вопрос организации учебного процесса в этом случае вполне решаем, но не он является предметом рассмотрения этой заметки.
Обучающийся, освоивший образовательную программу в комфортном ему темпе, вправе продолжить обучение в ВУЗе. То, что он способен это делать даже в восемь лет, мы подтвердили. То, что он способен это делать в десять-двенадцать лет, подтверждали неоднократно до нас. Это и Князевы, и Салиевы, и многие другие. И это только в нашей стране, случаев освоения школьной программы в шесть-восемь лет в мире довольно много.
Да, возраст накладывает определенные ограничения на возможность получения образования без поддержки со стороны родителей, но ведь давно уже стало нормой как отводить/отвозить детей в школу, так и помогать им с учебой (нанимать репетиторов, проверять домашние задания, объяснять непонятые вещи). Это - норма современного общества и, более того, мне абсолютно неясно, почему родители, являющиеся, к примеру, математиками или физиками, не могут участвовать в обучении своего ребенка физике и математике, а должны все отдать на откуп школьному учителю. Опять же, ограничения какого характера? Организационного, а не содержательного. Как мы и говорили ранее, у одного ребенка в этом семестре получится около 50 зачетных единиц, у другого - около 100. В комментариях мы услышали мнение о том, что "сидеть нужно круглосуточно, чтобы необходимые часы отсидеть". У комментатора не возникло ни малейшего сомнения в том, что образовательный процесс - это про "отсидеть". Ваша дочь не сидела в школе 11 лет? Значит, она ничего не знает. Ваш сын закончил школу до того, как мой пошел в первый класс? Значит, он несчастный, мой сейчас очень весело учит буквы со всеми! Как положено, строем, от звонка до звонка.
А должны проверяться знания. И да, я считаю, что все ограничения являются искусственными. Если человек приходит в ВУЗ или в аспирантуру и через год показывает освоение программы - значит, он её освоил, и нельзя говорить о том, что "он мало отсидел". Достаточно отсидел, раз справляется со всеми заданиями, сдает все экзамены и выполняет все работы. Искусственное ограничение и выравнивание темпов - это неверный подход.
Да, если ребенок набирает сто зачетных единиц за семестр, он, несомненно, в состоянии освоить ВУЗовскую программу за два года, и помешать ему может только административный барьер.
Факты же говорят о том, что бессмысленная потеря времени и сил на отсиживание классно-урочных часов не может быть оправдана ни "нормативной нагрузкой", ни "стандартным поведением", ни "нелишением детства".
|
</> |