Об идеологической составляющей психологии

Как выясняется, тезис о том, что существование психологии несёт в себе идеологическую составляющую, многим показался непонятным. Пришлось дать пояснения, изменив концовку поста. Чтобы не возвращаться к прочитанному, основное выношу сюда.
**
Ответ на вопрос о социальной роли психологии и о соотношении
вреда и пользы (как для социума, так и для самого человека) зависит
от выбора смысловых и
ценностных критериев.
Понятно, что баланс вряд ли будет нейтральным. Ноль – точка, а плюсы и минусы редко удаётся сбалансировать с такой точностью. Плюсы очевидны, это попытки психологии вернуть человека к «нормальному» состоянию, «вылечить душу». Минусы сводятся к невозможности определить, что есть «норма», и есть ли она, эта самая «душа».
Психология изменяет что-то в человеке, опираясь на то, что ей о нём известно. А известна может быть только механика. Всё, что вне – уже скрытое, неповторимое и даже – сакральное.
Почему подход к человеку со стороны психологии может нести в себе идеологию, на первый взгляд не ясно. Попробуем пояснить на примере.
Идеи формируют желания. Допустим, хочется почитать чего-то «для души». Внутренний запрос обычно бывает представлен в самом общем виде. И этому запросу более всего может отвечать, например, Кант. Или Лев Толстой. Или Стивен Кинг. И вот, следуя «зову души», человек приходит в магазин, а там – одни комиксы. И он выбирает то, что ему наиболее созвучно, но – из имеющегося в наличии.
Проблема в том, что не бывает нейтральных выборов. Любой выбор влечёт за собой отказ от других возможностей – даже когда о них ничего не известно. «Норма» же формируется исходя из того, что имеется на данный момент здесь и сейчас. Повторение выбора формирует привычку, которая есть даже не вторая, а первая, настоящая натура. Ведь выбирая, мы определяем себя, закрепляя в действии, кто мы есть на самом деле, здесь и сейчас.
И именно это и входит в жизнь, и создаёт ту самую «норму». Распространение психологии с её неявным фундаментом в виде вполне конкретной картины мира и представления о месте человека в нём формирует рынок предложений. Это то, чем заполняются книжные полки. То, что формирует спрос и направляет желания. То, что меняет людей – независимо от их воли. Количество полок всегда ограничено, и всегда одно присутствует за счёт другого. По-другому не бывает.
|
</> |