Об экранизации повести Чехова "Рассказ неизвестного человека".

топ 100 блогов mi_ta_pe27.10.2022

Антон Павлович Чехов в своей творческой жизни не написал ни одного романа, но его повесть  "Рассказ неизвестного человека" можно отнести к романам. Не по количеству персонажей, как, например, в "Войне и мире", а по психологической силе описываемой темы.

Получилось так, что я сначала посмотрела экранизацию, а потом уже  прочла саму повесть. Обычно я поступаю наоборот, чтобы чужая трактовка образов не мешала моей, но в данный момент перестановка мне понравилась: при чтении  герои произведения смотрелись в моей внутренней памяти уже готовенькими, и мне нужно было  всего лишь согласиться с экранными образами или нет.  Я согласилась.  

В 1880-е годы общество было взбудоражено деятельностью организации "Народная воля". Был убит Александр II, арестованы руководители организации, проведены процессы над активными участниками, совершены  казни ...  Чехов, как писатель,  решил отозваться на актуальную тему  по-своему - литературным произведением.  

Но отображение политической темы  растянулось на пять лет, на протяжении которых Антон Павлович не раз переписывал текст и, когда повесть была закончена (1892) и опубликована (1893), ничего революционного в ней не осталось.  Чехов создал свойственное ему психологическое произведение  о духовном перерождении человека под влиянием естественной жажды жизни. 

Повесть "Рассказ неизвестного человека"  экранизировал режиссёр Витаутас Жалакявичус на студии "Мосфильм" в 1980 году. Он же написал сценарий, очень близкий к авторскому тексту. И, хотя повесть Чехова  и её экранизация  слились для меня в одно целое,  но я постараюсь говорить только о фильме.   

Сюжет. 

Народоволец-террорист Владимир Иванович,  отбывший ссылку, под именем Степан поступает лакеем к  чиновнику Григорию Орлову с заданием  изучить обстановку в доме, поймать момент, когда Орлова посетит его отец, крупный сановник, чтобы убить его. 

Владимир Иванович  дворянин, бывший  морской офицер, образованный и хорошо воспитанный человек,  ему  претит  быть лакеем-прислужником: "все-таки то нечистое и оскорбительное, чего я так боялся, поступая в лакеи, было налицо и давало себя чувствовать каждый день". 

Степан прислуживает Орлову и гостям.
Степан прислуживает Орлову и гостям.

Но тихая, будничная  жизнь в доме Орлова поменяла  революционные взгляды Степана и понимание смысла жизни. 

"Не знаю, под влиянием ли болезни, или начинавшейся перемены мировоззрения, которой я тогда не замечал, мною изо дня в день овладевала страстная, раздражающая жажда обыкновенной, обывательской жизни. Мне хотелось душевного покоя, здоровья, хорошего воздуха, сытости".

Перемена мировоззрения привела к тому, что когда  в дом Орлова пришёл  его отец, Степану расхотелось его убивать. 

"Я торопил себя и сжимал кулаки, стараясь выдавить из своей души хотя каплю прежней ненависти; я вспоминал, каким страстным, упрямым и неутомимым врагом я был еще так недавно... Но трудно зажечь спичку о рыхлый камень". 

Возвышенная цель уничтожения  политического врага  вдруг потеряла остроту. "Старое, грустное лицо пожилого человека  и холодный блеск звезд на его мундире", вызвали в Степане лишь "мелкие, дешевые и ненужные мысли о бренности всего земного, о скорой смерти..." 

Он понял, что не хочет убивать этого человека. 

Лакей Степан.
Лакей Степан.

Главного героя Степана, от лица которого ведётся  повествование,  сыграл  Александр Кайдановский,   замечательный актёр и, на мой взгляд,  гениальный кинорежиссёр!  Кайдановскому в любом фильме великолепно удавались  психологические роли, и то,  что  режиссёр Жалакявичус  пригласил именно его на роль главного героя,  большая удача для фильма.  Кайдановский настолько органично вписался  в образ Степана (Владимира Ивановича), что другого актёра в этой роли  я  уже не представляю. 

В  фильме участвуют четыре главных персонажа:   лакей Степан,  его хозяин Жорж Орлов, любовница Орлова Зинаида Фёдоровна  и горничная Полина. О Степане я написала выше, а об остальных пишу в обратном порядке. 

Полина (Людмила Зайцева).

По Чехову Полина   "хорошо упитанная, избалованная тварь, обожавшая Орлова за то, что он барин".  У неё были румяные щеки, вздернутый нос, прищуренные глаза и полнота тела, переходящая уже в пухлость. Она пудрилась, красила брови и губы, затягивалась в корсет и носила турнюр и браслетку из монет". 

Всего этого не было в стройной и привлекательной актрисе Людмиле Зайцевой, кроме  "мелкой, подпрыгивающей" походки.  Но  язва из Полины у актрисы получилась впечатляющая! 

Горничная Полина.
Горничная Полина.

Зинаида Фёдоровна  (Евгения Симонова).

Симонова играла точно по тексту:  нежная, хрупкая, одухотворённая,  с ног до головы наполненная высоким чувством любви к Орлову ... она не могла не понравиться.  Этому не помешала даже её актёрская узнаваемость.  Я приняла актрису в роли Зинаиды Фёдоровны  и, читая повесть, видела  образ, созданный именно Симоновой.  

Григорий (Жорж) Иванович Орлов (Григорий Тараторкин).

У актёра Тараторкина симпатичная и интеллигентная  внешность,  и, глядя на него,  я понимала чувство влюблённости  Зинаиды Фёдоровны к Жоржу Орлову,  хотя  у Чехова Орлов выглядел не привлекательно.   

Он имел "обыкновенную  (петербургскую) наружность:  узкие плечи, длинная талия, впалые виски, глаза неопределенного цвета и скудная, тускло окрашенная растительность на голове, бороде и усах. Лицо у него было холеное, потертое и неприятное. Особенно неприятно оно было, когда он задумывался или спал". 

Но так видели  Орлова Чехов и лакей Степан, а для влюблённой Зинаиды Фёдоровны этот невзрачный человек  был самым красивым и желанным на свете.

Жорж, я люблю тебя.
Жорж, я люблю тебя.

Интересно отношение Степана к Зинаиде Фёдоровне. 

Она  понравилась  ему  с  их первой встречи, когда Орлов послал лакея в дом Красновских  с запиской.  К нему вышла молодая дама в чёрном платье, Степан "разглядел белое лицо с мягкими линиями, выдающийся вперед подбородок, длинные, темные ресницы. На вид я мог дать этой даме не больше двадцати пяти лет". 

И хотя Степан разглядывал Зинаиду Фёдоровну недолго (пока читала письмо), она произвела на него впечатление.   

Степану захотелось влюбиться,  иметь семью, жену, детей, собственный домик, где он мог быть счастлив ... но "я не был влюблен в Зинаиду Федоровну, но в обыкновенном человеческом чувстве, какое я питал к ней, было гораздо больше молодого, свежего и радостного, чем в любви Орлова".

Желание Степана жить обычной человеческой жизнью стало главной причиной, из-за которой он расхотел оставаться террористом.  Дело, ради которого Степан  стал лакеем,  потеряло для него   важность,  и место революционной борьбы в его душе  заняли мечты о бытовом комфорте и душевной успокоенности. 

Антон Павлович, приводя от имени Степана  длинные, мечтательные рассуждения о возможности "быть свободным человеком без назойливой идеи разрушения",  выражал в них  видение собственной формы жизни.  

Судьба Зинаиды Фёдоровны напомнила мне Лику Мизинову,  безнадёжно полюбившую  Чехова.  Лика и Антон Павлович познакомились в 1889 году, писатель как раз в то время работал над повестью. Лика нравилась Чехову, он охотно с ней общался, но,  понимая чувства девушки,  не расслаблялся и отшучивался, не подавая даже намёка на серьёзность отношений. Когда Лика поняла, что отношения с Чеховым всего лишь дружба, она сблизилась с  женатым Игнатием Потапенко и уехала с ним в Париж.  Там у них родилась дочь, вскоре умершая. 

Известно, что Лику и Потапенко Чехов ввёл в пьесу "Чайка" в образах  Тригорина и Нины Заречной. Но мне думается, что и в повести "Рассказ неизвестного человека" Чехов также отобразил и Лику, и Потапенко, да и себя самого. У всех  героев Чехова есть прототипы, и  в отношения Зинаиды Фёдоровны и Орлова  легко вписались отношения Лики и Потапенко.  

Больше того. Мне думается, что, выписывая сюжет повести, Чехов предположил, что могло бы быть, если бы Лика, как Зинаида Фёдоровна, проявила инициативу и самовольно переехала к Чехову жить со всеми своими баулами и чемоданами! Как повёл бы себя Антон Павлович? Наверняка растерялся бы, впал в смятение и даже испугался, но (как Орлов) не прогнал бы её.  Ведь назвал же Чехов Потапенко свиньёй,  когда тот  бросил Лику и вернулся к жене!

Размышляю дальше. Если бы Антон Павлович  пошёл на поводу чувств Лики и  женился бы на ней,  то их отношения ждал такой же финал, как у Орлова и Зинаиды Фёдоровны:  ведь брачный союз крепок взаимной любовью, а когда один любит, а другой терпит, то брак распадается, потому что  любому терпению приходит конец.   

Мне Лику Мизинову очень жаль, обаятельная девушка, красавица, умница ... Она  влюбилась в инертного человека, не пожелавшего обременять себя дополнительным грузом (личным семейным счастьем),  ведь он уже содержал членов своей семьи: родителей, братьев, сестру ... и считал это своей обязанностью.  Конечно, он мечтал о свободе принадлежать самому себе, но жениться, значит начать жить отдельной жизнью и разрушить  сложившийся  уклад большой семьи,  а порядочный Чехов не мог так поступить. 

В шутке, которую он написал в письме к Лике, выразилась его тайная мечта:   «Жените меня на себе, и кормите меня на свой счет, чтобы я мог ничего не делать.»

Мне очень хотелось, чтобы Лика была порешительнее и, как Зинаида Фёдоровна,  взяла бы инициативу в свои руки.  Ведь кто знает, чем бы это обернулось! Я – за оптимистический вариант!

В народе говорят "если долго мучиться, что-нибудь получится" ... да и утверждение Александра Сергеевича Пушкина, что "привычка свыше нам дана, замена счастию она!" как раз кстати. Я имею в виду, что из привычки жить вместе может родиться любовь.  Об этом говорит и народная  мудрость "стерпится - слюбится!"

Стерпел же Чехов, когда Ольга Книппер навязала ему себя,  и  даже  (пусть по-своему) полюбил её.  

Но  деликатная  Лика не дерзнула навязать себя Чехову,  а терпеливо ждала от него первого шага,  а это всё равно, что ждать у моря погоды.

Степан и Зинаида Фёдоровна за границей.
Степан и Зинаида Фёдоровна за границей.

Трагедия судьбы Зинаиды Фёдоровны  понятна. Она росла без матери, слабый и бесхарактерный отец женился на женщине "грубой, наглой, бездушной, фальшивой, развратной  и к тому же еще морфинистке", потом она была отдана замуж за нелюбимого человека. Разумеется, увидев "приятного во всех отношениях" Георгия Орлова, она, как Татьяна Ларина,  увидела в нём объект для своей  нерастраченной, романтической любви. Такая любовь носит розовые очки и внушает веру во взаимность чувств. А сибаритствующий холостяк Орлов не любил Зинаиду Фёдоровну, а рассматривал их отношения, как необременительную и приятную интрижку.  

И всё в одночасье рухнуло. 

"— Какое унижение! — говорила она сквозь плач. — Жить вместе... улыбаться мне в то время, как я ему в тягость, смешна... О, какое унижение! [...] В ее тихом, ровном плаче, не истерическом, обыкновенном женском плаче слышались оскорбление, униженная гордость, обида и то безысходное, безнадежное, чего нельзя уже исправить и к чему нельзя привыкнуть".

Не все имеют силы пережить  личный катаклизм: кто-то  погибает сразу, а кто-то остаётся жить, но погружается в тупое равнодушие.  Ни время, ни врачи не могут излечить  такого человека. 

Здесь мне вспомнился  рассказ Чехова "Чёрный монах", в котором главный герой теряет интерес к жизни, когда его (из благих побуждений) вылечивают от душевной болезни. 

Зинаида Фёдоровна перед родами. Но уже задумалась о смерти.
Зинаида Фёдоровна перед родами. Но уже задумалась о смерти.

Степан, разбитый чахоткой, и Зинаида Фёдоровна с разбитым сердцем –  трагические герои. 

Цитата: "И почему-то, когда я ... выглянул из-под верха и увидел рассвет, все образы прошлого, все туманные мысли вдруг слились у меня в одну ясную, крепкую мысль: я и Зинаида Федоровна погибли уже безвозвратно".

В повести под маской  Степана ( Владимира Ивановича ) мне увиделся сам Антон Павлович  со своими взглядами, переживаниями,  раздумьями  и...  неизлечимой (как у Степана)  болезнью.  

Антон Павлович Чехов в 1889 году.
Антон Павлович Чехов в 1889 году.

Экранизация  мне понравилась,  и я несколько дней находилась под её впечатлением, но концовка фильма меня расстроила.  Мне стало жаль Сонечку, дочку  Зинаиды Фёдоровны и Орлова.  Какова её судьба  в будущем, если уже в настоящем она стала никому ненужной: мать умерла, не захотев жить даже ради дочки, отец определил малютку в приют, Владимиру Ивановичу оставалось жить недолго ... не повторит ли она судьбу Катюши Масловой?

Сонечка.
Сонечка.

Цитата из повести:

"Я уже не боялся быть и казаться чувствительным и весь ушел в отеческое или, вернее, идолопоклонническое чувство, какое возбуждала во мне Соня, дочь Зинаиды Федоровны. Я кормил ее из своих рук, купал, укладывал спать, не сводил с нее глаз по целым ночам и вскрикивал, когда мне казалось, что нянька ее сейчас уронит. Моя жажда обыкновенной обывательской жизни с течением времени становилась все сильнее и раздражительнее, но широкие мечты остановились около Сони, как будто нашли в ней, наконец, именно то, что мне нужно было. Я любил эту девочку безумно".

В ролях:

Жорж Орлов - Георгий Тараторкин

Степан, он же Владимир Иванович – Александр Тараторкин

Зинаида Фёдоровна – Евгения Симонова

Полина – Людмила Зайцева

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Год назад вышел ролик на канале Председатель СНТ про подземную часть Большого театра в Москве. Интересный аналитический материал и логическая подача. Действительно ли при реконструкции Большого театра откопали 27 метров подземелий или это по-сути с нуля построили подземную часть здания? ...
На днях в сообществе была опубликована запись джентельмена, который находится в поисках семейного счастья. Странно, что данная тема поднимается тут не так уж и часто. То ли мужчины стеснительны, то ли просто «не принято». Меня, например, этот вопрос также интересует достаточно сильно. ...
Ну, все-таки это дневник. Жанр такой, что не подразумевает каких-то громких припевов и капслока. А с поворотами, модуляциями, внезапными диезами и переходами из мажора в минор тут вроде бы все ОК. Это я к чему - признаюсь: очень хочу не оправдать гордое имя сканера (если вы не ...
17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод выпустил первый трактор. Лучшие посты в сообществе picturehistory за 17 июня: Черно белый креатив, с порцией юмора и иронии Знаменитоcти в работах Matthew Rolston. Когда они только начинали... Как монетка лишила ...
Итоги опроса про Хеллоуин , если очень коротко, можно подвести лаконичной фразой - "Да пофиг...". Смотрите сами: 9% - будут отмечать. 63% (почти две трети) - равнодушие и зевота, в разной форме, "чем бы дитя не тешилось". И 28% - неприятие различного накала. Конечно, это только срез ау ...