Об антиминсах

топ 100 блогов diak-kuraev13.04.2016 http://thapsinos.livejournal.com/31458.html:

Копирую (с небольшими изменениями) свою реплику из дискуссии: Ещë вопрос про антиминсы
http://ustav.livejournal.com/727074.html


Исторически антиминс (в современном смысле этого слова; есть еще и другой, более древний, смысл: "стол для установки на него дискоса и чаши во время Причащения", таких столов было много в храме Св. Софии) возник как способ "транслировать" освящение престола в пространстве и времени.

Прототип антиминса - куски ткани, которые прикладывали к святым мощам, и которые затем сами почитались как святыня. Практика делать это была очень распространена в Церкви первого тысячелетия; при помощи таких кусков ткани даже освящали храмы, используя их вместо св. мощей.

Антиминсы (в современном смысле слова) впервые фиксируются как платы, которыми обтирают с престола душистое вино и св. миро во время его освящения.

Т. е. по происхождению антиминс - НЕ "документ" на право служения, а способ "перенести" освящение престола в пространстве и времени от уже освященного престола к новому (который по каким-либо причинам нельзя освятить полным чином).

В старину антиминс приклеивали или прибивали к престолу до его облачения, так что антиминс (в развернутом виде; но древние антиминсы и были невелики - где-то 10 на 10 см) постоянно находился _под_ индитией, никогда не был виден и никогда не менялся, покуда был цел сам престол. При этом на антиминсе, что вполне естественно, записывалась информация о том, кем и когда храм был освящен. Но суть антиминса - не в этой информации; просто так было удобно - не на престоле же писать. А записать эту информацию требовалось - в более древних храмах, освященных до изобретения антиминса, этой цели служили т. н. строительные надписи на одной из стен храма.

На Руси традиция помещать антиминс _под_ индитию сохранялась до Никона, а у старообрядцев и у униатов сохраняется до настоящего времени. Затем - где-то в 16 веке - греки придумали новую практику: держать антиминс _поверх_ индитии, заворачивая его в илитон и раскрывая за каждой литургией. Это, кстати, лишило илитон его собственной литургической функции - из плата для евхаристических крошек (чем он был на протяжении полутора тысячелетий, аналогично латинскому корпоралу) он превратился фактически в защитную обертку для антиминса. Еще раз кстати: в современной практике греки часто даже и не используют илитон, обходясь одним антиминсом.

Зачем греки придумали разворачивать/сворачивать антиминс? Это связано с эволюцией воздУха, который стали делать не большим (с плащаницу размером; собственно, плащаница - это и есть воздУх), а маленьким, каким он остается и сейчас.

Почему стал не нужен большой воздУх? Это произошло из-за прекращения практики использования многих дискосов и чаш (что было нормой в Византии). Но большой воздУх нес на себе определенную иконографию - и вот она-то и переместилась на антиминс. Т. е. антиминс, кроме своей изначальной функции "трансляции" освящения, приобрел еще и дополнительную функцию - иконографическую.

В свою очередь, разворачивание антиминса породило практику целовать сначала просто его вообще, а затем конкретнее - архиерейскую подпись на нем (просто для того, чтобы не стирать хрупкое иконографическое изображение).

Отсюда уже оставался только один шаг до того, чтобы уже в XX веке сторонники "евхаристической экклесиологии" во всех ее вариантах навесили на антиминс еще и третью функцию - "документа от епископа на право служения". Только никаких исторических оснований у этой функции нет, исключительно спекулятивные.

Ну а к настоящему времени уже многие настолько в уверовали в эту абсолютно надуманную функцию антиминса, что встречаются даже архиереи, "переподписывающие" антиминсы, поступая на кафедру. Не удивлюсь, если за это еще и определенный взнос собирают. Получаются вроде как "подъемные" для нового архиерея. В этом смысле получается практично, так что за этим, возможно, будущее.

Но раньше такого не бывало. В Музеях Кремля и ГИМе хранится около 10000 старых русских антиминсов, собранных по синодальному указу незадолго до революции. Я видел наиболее интересную часть этого собрания - несколько десятков антиминсов, включая древнейшие сохранившиеся антиминсы XV в., антиминс Успенского собора, освященный Никоном, и проч. Нигде нет никаких "переподписываний".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приветствую!Хочу передать привет милому, молодому и симпатичному гаишнику Выборгского ГАИ, остановившему меня за превышение на 50км/ч и отпустившему без штрафа вообще! А также поздравить его с сегодняшним Днем Рождения и пожелать счастья, удачи ...
Много индейцев. Много-много туземцев Южных морей. По шкале от «дикаря кровожадного» до «дикаря благородного». Ещё помню китайцев — героев рассказов. И слуг-японцев. А вот негров-афроамериканцев не помню. Хотя должны же они присутствовать в огромном наследии писателя? Да и есть ...
К сожалению, да - есть такой момент. Молодежь, которая начинает работать на олигархов, почему-то думает, что они внезапно стали богами, и могут позволить себе все, что угодно. И не всегда разделяют личное и корпоративное. Интересно, как к таким вещам относиться с точки зрения ...
Пока российская политическая повестка находится в состоянии относительного спокойствия, нарушаемого, разве что, пенсионной реформой, у наших соседей назревает предвыборная гонка. Думаю, неоднократно мы еще услышим, увидим и обсудим прекрасные способы ворваться в лоно украинской власти. ...
все что вам стоит знать о моем сегодняшнем дне А потом была еще 4хчасовая встреча с заказчицей, а потом пришел ее муж и я еще час пересказывала о чем мы разговаривали предыдущие 4 часа Я ...