Об антиминсах
diak-kuraev — 13.04.2016 http://thapsinos.livejournal.com/31458.html:Копирую (с небольшими изменениями) свою реплику из дискуссии: Ещë вопрос про антиминсы
http://ustav.livejournal.com/727074.html
Исторически антиминс (в современном смысле этого слова; есть еще и другой, более древний, смысл: "стол для установки на него дискоса и чаши во время Причащения", таких столов было много в храме Св. Софии) возник как способ "транслировать" освящение престола в пространстве и времени.
Прототип антиминса - куски ткани, которые прикладывали к святым мощам, и которые затем сами почитались как святыня. Практика делать это была очень распространена в Церкви первого тысячелетия; при помощи таких кусков ткани даже освящали храмы, используя их вместо св. мощей.
Антиминсы (в современном смысле слова) впервые фиксируются как платы, которыми обтирают с престола душистое вино и св. миро во время его освящения.
Т. е. по происхождению антиминс - НЕ "документ" на право служения, а способ "перенести" освящение престола в пространстве и времени от уже освященного престола к новому (который по каким-либо причинам нельзя освятить полным чином).
В старину антиминс приклеивали или прибивали к престолу до его облачения, так что антиминс (в развернутом виде; но древние антиминсы и были невелики - где-то 10 на 10 см) постоянно находился _под_ индитией, никогда не был виден и никогда не менялся, покуда был цел сам престол. При этом на антиминсе, что вполне естественно, записывалась информация о том, кем и когда храм был освящен. Но суть антиминса - не в этой информации; просто так было удобно - не на престоле же писать. А записать эту информацию требовалось - в более древних храмах, освященных до изобретения антиминса, этой цели служили т. н. строительные надписи на одной из стен храма.
На Руси традиция помещать антиминс _под_ индитию сохранялась до Никона, а у старообрядцев и у униатов сохраняется до настоящего времени. Затем - где-то в 16 веке - греки придумали новую практику: держать антиминс _поверх_ индитии, заворачивая его в илитон и раскрывая за каждой литургией. Это, кстати, лишило илитон его собственной литургической функции - из плата для евхаристических крошек (чем он был на протяжении полутора тысячелетий, аналогично латинскому корпоралу) он превратился фактически в защитную обертку для антиминса. Еще раз кстати: в современной практике греки часто даже и не используют илитон, обходясь одним антиминсом.
Зачем греки придумали разворачивать/сворачивать антиминс? Это связано с эволюцией воздУха, который стали делать не большим (с плащаницу размером; собственно, плащаница - это и есть воздУх), а маленьким, каким он остается и сейчас.
Почему стал не нужен большой воздУх? Это произошло из-за прекращения практики использования многих дискосов и чаш (что было нормой в Византии). Но большой воздУх нес на себе определенную иконографию - и вот она-то и переместилась на антиминс. Т. е. антиминс, кроме своей изначальной функции "трансляции" освящения, приобрел еще и дополнительную функцию - иконографическую.
В свою очередь, разворачивание антиминса породило практику целовать сначала просто его вообще, а затем конкретнее - архиерейскую подпись на нем (просто для того, чтобы не стирать хрупкое иконографическое изображение).
Отсюда уже оставался только один шаг до того, чтобы уже в XX веке сторонники "евхаристической экклесиологии" во всех ее вариантах навесили на антиминс еще и третью функцию - "документа от епископа на право служения". Только никаких исторических оснований у этой функции нет, исключительно спекулятивные.
Ну а к настоящему времени уже многие настолько в уверовали в эту абсолютно надуманную функцию антиминса, что встречаются даже архиереи, "переподписывающие" антиминсы, поступая на кафедру. Не удивлюсь, если за это еще и определенный взнос собирают. Получаются вроде как "подъемные" для нового архиерея. В этом смысле получается практично, так что за этим, возможно, будущее.
Но раньше такого не бывало. В Музеях Кремля и ГИМе хранится около 10000 старых русских антиминсов, собранных по синодальному указу незадолго до революции. Я видел наиболее интересную часть этого собрания - несколько десятков антиминсов, включая древнейшие сохранившиеся антиминсы XV в., антиминс Успенского собора, освященный Никоном, и проч. Нигде нет никаких "переподписываний".
|
</> |