Об альянсах



Контейнерные перевозчики активно объединяются в альянсы. Как на
глобальных линиях, так и на региональных.
Объединение в альянсы может быть полномасштабным, когда каждый
участник участвует и флотом, и контейнерным парком, и наработанными
маршрутами. А может быть и частичным, когда один перевозчик
приходит со своими клиентами и грузами, а другой флотом и
контейнерами.
Помимо этого существует формат, когда на некоторых маршрутах
отдельного перевозчика или альянса другая компания может
бронировать только слоты - места для своих контейнеров.
Участие в альянсах позволяет перевозчикам расширить регионы своего
присутствия, увеличить частоту отправки грузов, снизить цены на
перевозку, что, разумеется привлекает клиентов и увеличивает доход
компании.

На данный момент три крупнейших альянса это:
- 2М (датский Маерск и швейцарская МSC плюс израильская ZIМ и
корейская SM Line (потомок обанкроченного Hanjin) - две последние
участвуют в альянсе слотами на американских направлениях);
- Ocean Alliance ( китайская СОSCO, французская СМА СGM,
тайваньский Евергрин);
- THE (Transport High Efficency) Alliance (немецкий Нараg-Lloyd,
японский ОNE, корейская HMM, тайваньский Yang Ming).
Эти три альянса вместе контролируют около 55% контейнерных
перевозок в мире, а на некоторых направлениях до 70%.

Из трех названных альянсов в том же составе останется только
один - Осеаn Alliance, этот альянс уже подтвердил пролонгацию
соглашения.
Соглашение 2M закончит действие в феврале 2025 года, после чего
Маерск войдёт в альянс Gеmini с Наpag-Lloyd, а МSC останется
единственной компанией из топ-10 вне альянсов. Учитывая, что это
крупнейший мировой перевозчик контейнеров, владеющий флотом
вместимостью большей, чем любой из альянсов, МSC запросто может
работать на собственных линиях ни в ком не нуждаясь.
THE Alliance после выхода Нараg-Lloyd переименуют в Premier
Alliance.

Интересно, что участие в альянсе не мешает компаниям
кооперироваться с конкурентами на некоторых маршрутах. Так,
например, Маерск Рубикон, на котором я работал ранее, стоял на
линии МЕSAWA французской компании СМА СGM. На этой
линии работал десяток судов, из которых только четыре были судами
французского оператора. Но линия всё равно была их.
Кооперация участников альянса может быть максимально глубокой,
когда флот, работающий на маршрутах объединения, управляется одним
общим оператором. Например, новый альянс Gеmini будет оперировать
340 судами на линиях во всех регионах мира, а оба его участника
введут флот, равный по вместимости. Основная схема работы -
"колесо", в котором есть центральный порт-хаб (несколько в каждом
регионе) и отходящие от него "спицы". Между хабами будут ходить
крупные вместительные суда, а по "спицам" фидеры-шаттлы. Это, в
принципе, классическая схема работы межконтинентальных перевозок,
но от неё отошли в последние годы, когда даже мегаконтейнеровозы
ходили в относительно небольшие региональные порты.

Компания ОNE (Ocean Network Express) сама, по сути, является
альянсом японских перевозчиков NYK (Nippon Yusen Kaisha), МОL
(Mitsui O.S.K. Lines) и "К" Line (Kawasaki Kisen Kaisha).
Интересно, что обьединились они не столько в погоне за большими
прибылями, сколько для выживания.
Бывает и такое, что один участник альянса поглощает другого. Так
было, например, с UASC (United Arab Shipping Company), которую
поглотил Hapag-Lloyd, c которой арабы входили в альянс ранее.
В общем и целом же, альянсы улучшают показатели перевозчиков и
помогают поддерживать цены на рынке перевозок в приемлемых
рамках.
