Об адаптивном значении веры в строгих богов
macroevolution — 17.02.2016 Любопытное исследование в области эволюционного религиоведения:Вера в строгих и всезнающих богов коррелирует с честным поведением по отношению к незнакомым единоверцам
Протестировав представителей восьми народов с разных концов света, психологи обнаружили связь между представлениями о богах и склонностью по-честному поступать с незнакомыми единоверцами. Внутри каждой из восьми выборок люди, верящие, что бог наказывает людей за плохое поведение и что ему известны их помыслы, честнее вели себя по отношению к незнакомым единоверцам, чем люди, сомневающиеся в божественной строгости и всеведении. По мнению исследователей, эти результаты подтверждают гипотезу о том, что вера в строгих, всеведущих богов, следящих за моральным обликом людей, способствует расширению человеческой социальности и формированию больших, сплоченных обществ.
Изученные общества:
Популяция | Экономика | Моралистический бог | Местный бог или дух | n |
Прибрежные жители о-ва Танна (Вануату) | огородничество | Христианский бог | Дух садов (Тупунус) | 44 |
Хадза (Танзания) | охота | Небесное существо (Хайне) | Солнце (Ишоко) | 68 |
Фиджийцы индийского происхождения (Lovu на о-ве Нгау) | работа по найму | Бхагаван (индуистский бог) | нет | 76 |
Население внутренней части о-ва Танна | огородничество | Бог-творец Кастом и культурный герой Калпапен | Дух садов (Тупунус) | 76 |
Индуисты о-ва Маврикий | работа по найму, фермерство | Шива | Дух (Нам) | 94 |
Жители деревушки Пескуэйро в устье Амазонки (Бразилия) | работа по найму | Христианский бог | дева Мария | 77 |
Тувинцы (Кызыл, РФ) | работа по найму, скотоводство | Будда Бурган | Духи-хозяева | 81 |
Коренные фиджийцы с островов Ясава | рыбалка, фермерство | Христианский бог | Духи предков | 75 |
...Подтверждают ли полученные результаты гипотезу о том, что склонность к религии является полезной адаптацией, развившейся у наших предков под действием отбора? Едва ли. Ведь стремительное распространение культур, основанных на религиях с карающими и всеведущими «моралистическими богами», произошло совсем недавно — в историческое время. Проявляли или нет боги палеолитических охотников-собирателей склонность к морализаторству, наказывали они своих подопечных за плохое поведение или нет — мы точно не знаем. Судя по богам современных охотников-собирателей, таких как хадза (чья религия вообще имеет довольно минималистский характер), а также по старинным «местным богам» изученных социумов, не исключено, что многие из этих богов не очень-то интересовались добродетельным поведением людей, тем более — по отношению к незнакомцам. Проведенное исследование само по себе не дает оснований утверждать, что такие боги способствуют сплочению социума. Скорее, оно позволяет предположить, что эволюционные причины развития у гоминид склонности к религиозному мышлению связаны с чем-то другим (здесь можно вспомнить гипотезы о «вирусах мозга» и «побочном продукте», см.: Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?, «Элементы», 28.10.2008).
Появление экспансионистских религий с карающими «моралистическими богами» правильнее рассматривать как результат культурно-социальной, а не биологической эволюции. При этом, как обычно, культурная инновация развилась на основе более древних культурных традиций, которые, в свою очередь, опирались на эволюционно обусловленные свойства нашей психики, такие как неупорядоченная телеология (склонность толковать любые события как результат чьих-то действий и сознательных намерений), гипертрофированная способность к моделированию психики других людей (theory of mind) и к социальному обучению (см.: Детские ошибки помогают понять эволюцию разума, «Элементы», 07.10.2008).
Читать полностью
|
</> |