О Зощенко
niktoinikak — 24.04.2024
https://wiradhe.livejournal.com/14963.htmlСледуя за обстоятельствами Валентина Катаева, невозможно не выйти на Зощенко и на отношение Катаева к нему. Отношение это было, по-видимому, смесью ненависти, презрения, жалости, восхищения и желания поддержать, но не в последнюю очередь, вероятно - страстного любопытства.
Уж очень страшным явлением был Зощенко. Не страшным человеком, а именно страшным явлением. По воспоминаниям он был человеком, ведущим себя как существо необычайно доброе и жалостливое - с теми, кто был у него непосредственно на виду (исключая жену, которую не щадил ан принсип). Вместе с тем едва ли во всем СССР нашелся бы человек, более нравственно, умственно и эмоционально глухой к страданиям и надругательствам, причинявшимся людям большевистским режимом. Многим другим - вплоть до Сталина или Ежова - все-таки приходилось в этом вопросе нечто преодолевать и компенсировать - истерикой и остервенелостью, как Ежову, злобно-ожесточенной иронией, как Сталину; Зощенко вообще не видел в упор, что тут можно и нужно было бы компенсировать. Это был один самых советских среди всех советских писателей - настолько гиперсоветский, что даже сама Советская власть этого не поняла. Ни разу, никогда, ни в чем удары, которые обрушивала Советская власть на какие-то слои населения, не вызывали у него ни малейшего отторжения. Он мог посочувствовать кому-то, попавшему под большевистское колесо _по ошибке_, но если у большевиков действительно были мотивы в рамках их идеологии и практики кого-то угробить, в глазах Зощенко это было до такой степени комильфо, что и думать не о чем было. В 1917-1918 он с ходу принял большевиков по мотивам сугубо ницшеанским (тогда он ницшеанцем и был), в точности потому что большевики - дерзающие насильники, не останавливающиеся ни перед чем, а не твари дрожащие - а между тем стране, как женщине, "нужен хлыст". В статье "Чудесная дерзость" Зощенко сравнил Россию с женщиной, оспариваемую друг у друга двумя кандидатами в ее властелины - Керенским и большевиками. Именно последние достойны победы, поскольку без колебаний приводят ее к покорности "хлыстом": «Было бессилие и все кричали: «Сильней». И вот исполнилось желание... Целуйте же хлыст, занесенный над вами... Вы говорите, что жестоко? Да, но зато властно...». Это "да, но зато властно" как мотив к одобрению и восхищению, как конечное оправдание - сугубо авторское. В текстах Зощенко этого времени вообще стандартным местом является то, что женщина есть законная добыча смелого насильника, и так оно и надо, просто в данном случае этот топос экстраполирован на отношения страны и правителя (вполне в духе фаши и наци). До 1918 года в картине мира Зощенко присутствует три варианта: а) нудная жизнь обычных людей, сопряженная с непрерывным трусливым и бескрылым мелким насилием из страха, корысти и для отведения души - такое насилие Зощенко претит; б) ницшеанский имморальный герой, самореализующийся в экспансии и насилии сообразно истинным законам жизни ради свободного самовыражения и явления смелости; он действительно "живет"; его насилия для Зощенко - та самая чудесная дерзость; в) попытка эскапистского ухода в грезы о прекрасной гармонии, избежав разом вариантов (а) и (б); Зощенко ее считает проявлением трусости перед жизнью и людей соответствующих клеймит как "неживых". В то же время у Зощенко периодически возникала, видимо, та идея, что ницшеанство - это тоже форма эскапизма и страха перед жизнью. Тогда достойных альтернатив не оставалось вовсе.
К 1919 происходит какое-то странное преобразование. Зощенко вырабатывавет новый позитивный идеал - теперь это гармония и лад, но гармония и лад новых людей - физически и духовно здоровых, нервно неуязвимых, не знающих
страдания - а потому не знающих и унижения, и садизма людей. Они не ведают корысти и зависти, им нет нужды в самоутверждении, они не знают страха - им остается только самореализовываться. Легко заметить, что это все те же ницшеанские герои, только более не насилующие никого - потому что ВСЕ стали такими героями, а они братья друг другу в дух и творческом самовыражении, и еще по одной важной причине: дело в том, что причинение боли или унижения по индивидуалистическим соображениям (ради самовыражения) отныне у Зощенко рассматривается как великая скверна и проявление той самой "нежизни", трусости и слабости, которые были ему ненавистны изначально. Соответственно, он их отрицает. Но, внимание! Он отрицает их не потому, что проникся сочувствием к жертвам насилия, - а только потому, что само такое насилие считает скверным по _мотивам_ (а не по результатам для жертв).
В большевиках Зощенко опознал строителей этой новой гармонии (и немедленно пошел воевать за них добровольцем в Красную Армию, а когда по болезни не смог этого делать - то перешел на силовую службу той же власти в милицию). Обычная человеческая жизнь осталась для него так же убога и презренна, как и ранее, и именно потому он не в состоянии изображать никаким иным образом, нежели тот, что известен нам по "Уважаемым гражданам" и пр. Таких людей, каких изображает Зощенко, в мире и вправду сколько угодно, но дело в том, что именно они и их способ жить были в глазах Зощенко лицом и сутью обычной, не вздернутой и принципиально перестроенной человеческой жизни. Критики, благожелательные к нему, утверждали, что он бичует некое "мещанство", людей, продолжающих жить ценностями "старого мира" и не пошедших в коммунистическую переплавку в Нового Человека - и так оно и было: Зощенко бичевал именно их. Вся небольшевизированная и не перекованная большевиками жизнь представлялась ему тем существованием взаимопоедающих, обезумевших от страха и крысятничества полулюдей, который он с маниакальным упорством выводит в своих рассказах.
Как мы помним, насилие по личным мотивам для Зощенко теперь было проявлением этой самой стихии страха и крысятничества - и тем самым отрицалось. Но насилие по мотивам общественным, насилие для-ради замены мира обычной жизни миром гармонизировавшихся ницшеанских сверхгероев, то есть большевистское насилие (а Зощенко понимал его именно так) - оно-то не было проявлением негативных для Зощенко начал - трусости, страха перед жизнью, его-то Зощенко считал, наоборот, проявлением творчески-преображающей мир чудесной дерзости! Кроме того, было самоочевидно, что без чудовищного насилия обычный мир людей не переделаешь в корень, а сам этот обычный мир людей как раньше не имел в глазах Зощенко никакой самостоятельной ценности, так и теперь не имел - во всяком случае, все страхи и надежды, горести и радости этого мира ничего не стоили по сравнению с задачами _перековки_ его в мир новый.
Поэтому Зощенко крайне болезненно реагирует в 20-е - 30-е, например, на частное высокомерие, частное унижение и подавление одним человеком другого по личным мотивам (в том числе - и особенно - на унижение и подавление мужчиной женщины; куда девались его теории 10-х годов! Жаль только, что на его жене эта перемена не отразилась) и вступается за жертв такого подавления, множеству людей помогает (что опять же и в головуне приходило ему в 10-х) - теперь в таком поведении он видит рпризнак Живой Силы, а не трусливого эскапизма - и в то же время великолепно равнодушен ко всем насилиям и страданиям, которые большевики чинили людям по мотивам общественно-политическим, для-ради раестроительства. Все это просто ни в малейшей степени не омрачало его сознания.
Именно это отношение к делу предопределило крах Зощенко в 46 году и далее. Читая воспоминания о его реакциях на заушательства 46-го и 54-го года, поражаешься в первую очередь одному: с каким пылом Зощенко пытается опротестовать разносы в свой адрес перед самими разносящими, доказать им, что они ошибабтся, что он свой в доску, советский, до какой степени он _оскорблен_ их приговором! Вот это самое непостижимое. Каким же слепцом - и наглухо ущербным слепцом - надо было быть, чтобы после всего, чему на глазах Зощенко подвергались волей той же власти и трудами тех же людей и инстанций - ничуть не за более тяжкие прегрешения - сотни людей, - чтобы после этого быть до такой степени изумленным и оскорбленным, когда той же участи подвергли его самого! Дело происходило в точности по анекдоту: "Слышь Павло, а вот кабы ты москаля споймав, шо б ты зробив?" "Вбив бы гада!" "А вот кабы москаль тебя споймав и убивать стане?" "А меня-то за шо?!" Ведь потрясением для Зощенко стали не личные последствия, не личный житейский ущерб для него - это все он как раз переносил стоически, он перед настоящей опасностью был твердо-храбрым человеком, - рвало его на куски именно чувство изумления и оскорбления: "да как это возможно, что они - меня - так?!"
Это значит, что он попросту не заметил, что имеет дело с низкой бандой разбойников, или, если угодно, с высоким орденом храмостроителей, который именно так стандартно с людьми и обращается. Хорошо это или плохо - но это у данной банды - или данного ордена - _стандартный прием_, применявшийся уже тысячи раз на глазах у Зощенко по отношению к другим.
Но чтобы этого не заметить, надо было полностью, тотально в упор не видеть - точнее, видеть и не воспринимать - как на подобный манер терзали остальных.
Цыган, которого в 1942 выволокли-таки зондеры на казнь, вполне естественно может быть этим потрясен больше, чем когда те же зондеры месяц назад перебили соседей его соседей. Но вот что о нем сказать, если он, наблюдая решениие германцами цыганского вопроса несколько лет кряду, оскорбляется и изумляется, когда зондеры добрались и до него, и начинает им доказывать, что его они зря, и смертельно _обижаться_ на них за то, что они этим доказательствам не внимают? На них можно было обидеться и вознегодовать с самого начала - но что сказать об обсуждаемом цыгане, если он начал обижаться и негодовать только сейчас, если он пытается еще что-то зондерам доказать - то есть если он вообще до сих пор не понимал - и сейчас не вполне понимает - с кем имеет дело?
Так, как реагировал Зощенко на 1946 и 1954, может реагировать только честный, порядочный и принципиальный подросток, на которого мама - до сих пор с его точки зрения сугубо добрая и тоже порядочная, лучшая надежда и опора - внезапно обрушилась с чудовищными вздорными обвинениями и руганью. Но если выясняется, что эта мама - Салтычиха, творившая все, что она творила, на глазах этого подростка, то что сказать о нем самом?
Есть потрясающий разговор Зощенко и Хикмета (восхищавшегося им) в ноябре 1954 года. Цитирую по воспоминаниям жены Хикмета:
"— Брат Зощенко [говорит Хикмет], вы для меня один из самых любимых писателей, то есть самый большой гуманист, как Гоголь, например, или Достоевский. Зачем вы участвовали в этой страшной книге? У нее даже корки напоминают мне сталь от наручников. Я говорю о книге «Канал имени Сталина».
— Как? — сильно удивился он. — Меня о сотрудничестве попросил сам Алексей Максимович! А Горькому я добром обязан. И писал я рассказ искренно, честно, А вы полагаете, что «История одной перековки» не вышла?
Назым считал, что рассказ, опубликованный в позорной лживой книге, и не мог выйти. Зощенко не согласился. Назым удивился, что он до сих пор всю эту эпопею с Беломорканалом не проклял. А Михаил Михайлович ему пытался объяснить, какое доверие было ко всякой энергичной идее сверху, ко всякому стремлению перековать старую жизнь, какой сладкой была та вера".
Иными словами, он и к 1954 не понял.
Еще интереснее, что ни один из воспоминателей не отметил ни малейшей реакции или интереса Зощенко по отношению к XX съезду и соответствующей общей проблематике. Все, что в этот период Зощенко волновало - это то, почему с других сняли различные обвинения, а с него так и не сняли ни обвинения 1946, ни обвинения 1954.
И в заключение: общеизвестно, что Зощенко никогда не кривил душой в литературе. Он мог НЕ написать о том, о чем хотел и так, как хотел. Он мог НЕ высказать то, что считал правдой. Но он никогда в жизни не написал - ни ради чего, ни ради какого прощения - ни единого слова, которое считал бы полуправдой или ложью.
А теперь, имея это железобетонное обстоятельство в виду - перечитайте рассказы Зощенко о Ленине. Для детей.
http://www.lib.ru/RUSSLIT/ZOSHENKO/r_lenin.txt
..."У Ленина было много врагов.
У него было много врагов потому, что он хотел заново переделать всю жизнь. Он хотел, чтобы все люди, которые работают, жили бы очень хорошо. И он не любил тех, кто не работает. Он про них сказал: пусть они вообще ничего не кушают, если не хотят работать. Это многим не понравилось. И враги Ленина непременно хотели его убить".
Это не пародия и не юродство. Он действительно так думал. На Первой Мировой, куда он пошел по ницшеанским соображениям, как сверхчеловек-в-становлении, творчески живущий в губительных вихрях разрушения, поборающий и несущий смерть в схватках с врагами (неважно, из-за чего вышла вражда: он не за государство и не за страну шел воевать, а двинулся творить себе достойную жизнь Воина-по-Ницше; вот в 19-м он уходил воевать в РККА уже не за это) - он получил пять наград за храбрость.
|
|
</> |
Критическое мышление в бизнесе: как научиться принимать взвешенные решения
Укатывание горками красного сивкА
Андрей Зимний (Андреева ночь)
Без названия
Вы мне не поверите, но...
Без названия
Отец
«Золотой дух»: в каких случаях «деды» в советской армии не трогали новобранцев?
У нас есть ёлка

