О зарубежной музыке в СССР.
zina_korzina — 25.09.2015...В Советском Союзе строго соблюдалась та самая выверенная пропорция. Если вам посчастливилось жить в СССР, то вы, конечно же помните, что по ТВ и на радио превалировали классические вещи, романсы, арии из оперетт, народные песни, советские композиции, в том числе – эстрадные, и лишь иногда – крайне редко! - звучали образцы зарубежной развлекательной музыки. При этом, строгая цензура отбирала то лучшее, что создавали на буржуазном Западе. К примеру, шведский квартет ABBA, чьи песни сейчас именуют «классикой поп-музыки», иной раз демонстрировался на наших экранах. Редко. Примерно пару раз в год – в ночь с 31-го на 1-е и…на Пасху, дабы отвлечь «несознательную» или просто охочую до впечатлений молодёжь от посещения Крестного Хода. Группа Boney M тоже была представлена в эфире. Больше того – они к нам приезжали в конце 1978 года. Правда, из их программы была изъята суперпопулярная песня про Григория Rasputin-а в виду её оскорбительного – с точки зрения русской истории! - текста.
С конца 1970-х в СССР началось повальное увлечение итальянской эстрадой. Сейчас принято утверждать, что интерес к Ricchi e Poveri да к незабвенному Адриано Челентано был вызван исключительно невозможностью тусоваться под Bee Gees. Мол, церберы от КПСС милостиво допускали солнечные, но однотипные итало-песенки до эфира, тогда как реальную заграничную эстраду с её «культом секса» и смакованием «ультра-насилия» нам не давали слушать. Не запрещали – если вы крутите аудиозапись, но в телеящике – ни-ни! На самом деле, мода на всё итальянское распространилась тогда по всему миру – Италия сделала качественный рывок вперёд по ряду показателей, поэтому песни с фестиваля Сан-Ремо оказывались востребованы и в тех краях, где никакое Политбюро не диктовало правила политеса.
Поэтому советская любовь к разным Felicita-м была частью общемировой моды. В хвалебных публикациях писалось и о «следовании народным традициям», и о «противостоянии американской бездушной музыке». Все статьи об итальянской эстраде, так или иначе, были…антиамериканскими – мол, у них там, в Сан-Ремо, тоже борются против танцев, навязанных Дядей Сэмом. Любили подчёркивать, что Ромина Пауэр не только итальянская суперзвезда, но и отменная домохозяйка – она сама готовит для своего Аль Бано завтраки и даже обходится без прислуги. Это, якобы, «приближало» кумиров к народу, к простым советским труженицам. Но никому тогда не было дела до игр чиновников из идеологического отдела – итальянцы действительно нравились. Из каждого окна неслось: "Felicita e tenersi per mano andare lontano la felicita".
Однако факт оставался фактом – модной зарубежной музыки в СССР было мало. Именно из-за этого дефицита культовой вещью сделался импортный магнитофон-двухкассетник. Бытовало мнение, что молодой человек, не имеющий «мафона», не слышавший последний диск группы N и певца L, не разбирающийся в современной музыке – аутсайдер или, как теперь говорят, лузер. Доходило и до откровенных маразмов. Вот строки из письма, напечатанного в журнале «Работница» за 1987 год: «Раньше, когда у меня не было магнитофона, я думала, что поэтому и нет друзей. Но теперь магнитофон появился, а друзей нет по-прежнему…».(См. Гутионов П. «Готовы ли вы к успеху?» / «Работница». №3. 1987. С.17). Вообще, музыка в СССР всегда условно делилась на некие категории – разрешённая, нежелательная и запрещённая. В зависимости от строгости политического режима, одна и та же песенка могла перекочёвывать из «запрещённых» – в «нежелательные» и даже – в «разрешённые».
Так, в 1960-1970-х годах американский джаз 1930-1950-х сделался этаким «милым ретро», а драматург Виктор Славкин посвятил данному феномену свою пьесу «Взрослая дочь молодого человека». Любимый рефрен бывшего стиляги Бэмса (а ныне – нормального советского инженера) звучал примерно следующим образом: «Двадцать лет понадобилось, чтобы понять…» Да. Музыкальные предпочтения советского человека очень долго считались чем-то большим, чем просто личный выбор. Я не берусь судить, правильно это или нет. Однако же на этом (в том числе – на этом!) сыграли творцы Перестройки – молодёжи массово хотелось музыки, шмоток, тусовок и так далее. Того, что по мнению большинства и составляло «жизнь на Западе». Справедливости ради, стоит отметить, что ещё в середине 1980-х годов существовал целый список певцов и групп, запрещённых к прослушиванию в общественных местах.
Сюда входили KISS, AC/DC и даже почему-то Queen. В этой связи представляет интерес публикация, напечатанная в «Комсомольской правде» в 1986 году, то есть уже после начала Перестройки. «Кому подпевает KISS?» - задавался вопросом автор статьи. «В современной рок-музыке и раньше наблюдались элементы крайне правого толка, однако в последнее время они приобрели весьма опасное распространение на эстрадах Запада. Так, например, всё чаще и чаще в развлекательных видеопрограммах западного телевидения, основным зрителем которых в первую очередь является молодежь, целый ряд известных эстрадных «звёзд» появляется на сцене в фашистской форме времен Второй Мировой войны или в мундире, весьма напоминающем кители офицеров Третьего Рейха. Некоторые ансамбли включили в свою эмблему стилизованный значок «SS», который нельзя спутать с каким-нибудь другим знаком» («Кому подпевает ‘KISS’?»/ «Комсомольская правда». 16 марта 1986 г.).
Кстати, о Queen. Там тоже не всё было в порядке, как выяснилось: «А вот ещё один пример: недавно солист широко известного ансамбля «Куин», выступая вместе с этой группой в крупнейшем концертном зале Западного Берлина, появился перед публикой в черной, с иголочки, эсэсовской форме и пресловутой фуражке с высокой тульей». Тогда много писали о том, что рок-музыка, в особенности heavy metal, будят в человеке агрессию. Кроме того, считалось, что большинство этих исполнителей, так или иначе, связаны с ультраправыми и неонацистскими группировками, а если и не связаны, то проповедуют в своих песнях культ силы и жестокости. (Что характерно, на Западе именно деятели всяких около-патриотических и профашистских организаций обвиняли всё те же рок-певцов в…симпатиях к коммунизму)...
В общем, далее - тут.
|
</> |