о занятиях рисованием

Прочитала у френда https://antimeridiem.livejournal.com/3019224.html пост об отношении к современности искусства, изобразительного языка, благодаря которому в последнее время (в последние лет полтораста), стало считаться обязательным изобретать чуть ли ни каждому, кто вообще возьмёт в руки кисточку/карандаш совершенно новые средства выражения... Смысл того, что высказано в этом посте (если я его правильно поняла) — сомнение в том, что стоит так высоко оценивать новизну, не мешает ли эта оценка, создающая чуть ли ни обязанность изобретать — просто рисовать/писать так, как конкретному человеку было бы органично — и быть собой...
Мне такие идеи приходят в голову довольно давно уже — возможно, влияет то, что доживаю уже седьмой десяток, так что «ригидность мышления», наверное, может начать проявляться (хотя пока я этим качеством скорее кокетничаю, объясняя им то, что могу делать одну работу долго, понемногу — не теряя настроя на неё).
Я в последнее время (здесь это означает всего пару недель) пристрастилась слушать на ресурсе, называемом «Арзамас», беседы искусствоведа Ильи Доронченкова и редактора Арзамаса Кириллом Головастиковым. Эти беседы очень хороши в качестве того, под что можно засыпать — тем, что не надо смотреть на экран, там нет картинок, только звук — и тем, что, когда беседа заканчивается, нет автоматического переключения на следующую, можно под такую беседу засыпать с чистой совестью, не будет бесконечно долгого продолжения.
Буквально вчера слушала один из их первых, уже старых подкастов — о Леонардо. И вот там искусствовед говорил о том, что Леонардо изобретал что-то новое буквально в каждой своей работе — в живописных средствах, в трактовке портрета... а вот его ученики практически все восприняли его уроки довольно механически, подражали ему внешне — их стали — всех вместе — называть «леонардески»... и сравнивал его влияние с тем, какое оказал на живопись Караваджо. Новое, предложенное Караваджо — использовалось испытавшими его влияние художниками гораздо более разнообразно, интересно, хотя таких художников принято тоже называть всех вместе «караваджистами» — в целом они работали на более хорошем уровне, а Рембрандт и Веласкес вовсе — фигуры, равновеликие (я лично думаю, что и бОльшие). А я и сама думала некоторое время назад — вот, не боялись использовать предложенный Караваджо изобразительный язык в 17 веке — и хорошие картины делали, и долго... Отчего же сейчас я словно должна испытывать неловкость, если в своём рисовании образцом для себя чувствую то, что придумали в 60-е годы прошлого века. И извиняю себя тем, что я — просто престарелая провинциальная учительница рисования из начальной школы, и могу делать что хочу просто по своей малости и незаметности:))) Но на самом деле я думаю, что то, что идёт от так называемого «сурового стиля» — вовсе себя не исчерпало, тем более, что даже сами художники, к нему принадлежавшие — очень по-разному продолжали поиски в области изобразительного языка. И, имея в виду этот стиль как основу — можно и много нового найти для себя...
Впрочем, я это всё стала думать после того, как года 3-4 назад моя подруга-соученица мне сказала, что я всё время делаю все новые гравюры слишком однообразно... и я стала думать об этом — и поняла, что мне не удастся задать себе то, какой у меня получится следующая гравюра, и решила простить себе то, что они получаются «как получится» — то, что последняя вышла менее «графичной», благодаря большим чёрным пятнам — было для меня неожиданным, хотя и могла это предвидеть...
В общем, решила я себе простить — то, что делаю всё однообразно, не ищу нового и образцом для себя считаю то, что сделано больше полувека назад...
Ещё захотелось написать о молодом ( возраста моего сына — мне люди до сорока кажутся молоденькими совсем) — художнике, который довольно много о себе рассказывал, будучи кроме художника блогером... Он учился вполне традиционной живописи полтора десятка лет — и вот — почувствовал, что имеет моральное право писать маслом — после того, как позанимался тем, что принято называть «современным искусством», делал объекты/инсталляции — и с ними участвовал в выставках. Мне показалось интересным то, что идея смерти живописи — настолько стала популярна, что тот, кому хочется просто традиционно писать маслом — должен вот так оправдываться...
|
</> |