О загадочной мужской душе. Современный мужчина в кризисе среднего возраста.

Современный мужчина в кризисе среднего возраста. Какой он ? Ему ещё далеко до Чеховского Платонова и тем более Ионыча, который без любви быстро деградировал. Когда в жизни нет более- менее высокого смысла , то пустоту в душе заполняют мещанские радости . Мещанство- это ведь не обои в бабушкин цветочек. ) Это отсутствие идеалов, элементарной порядочности, принципов , глубоких чувств. И если у современного киногероя ещё не деградация , то уже есть определённые звоночки в этом направлении . Идеальным его тоже не назовешь, хотя вроде пытается мечтать , но практически ничего не делает и на полпути к Луне , как правило, отказывается от своей мечты.
Персонаж
фильма "На полпути к Луне" (по рассказу Василия Аксенова )
Валерка делает вывод , что «где-то разгуливает женщина, каких на
самом деле не бывает, до каких далеко, как до Луны» но , узнав, что
до Луны всего тысяч триста километров , рассуждает : "Плёвое дело!
Половину я уже налетал. "Он , и правда, проделывает несколько
рейсов , чтобы снова встретить ту стюардессу , в которой однажды
увидел женщину своей мечты , но в итоге признается самому себе, что
это невозможно.
Сергей
, герой другого фильма "Полёты во сне и наяву" , тоже смутно
понимает, что до его мечты как до Луны и что надо научиться летать,
чтобы хоть немного приблизиться к ней. Харизматичный и хулиганистый
, он запутался в трёх женщинах и мучительно ищет себя настоящего в
замкнутом круге безысходности , пытаясь душой приблизиться к мечте.
Но попадает в магический круг , из которого ему никогда не
выбраться , даже если попытаться взлететь . Он даже пытается
инсценировать суицид , словно Чеховский Платонов из фильма
"Неоконченная пьеса" , но в итоге эта попытка тоже выливается в
трагикомическую клоунаду. А душу можно ль рассказать? -задавался
вопросом классик. Режиссёр фильма «Полёты во сне и наяву» , как мне
кажется, пытается совершить невозможное : передать трагедию
неприкаянности мужской души .
Герою
кажется, что все вокруг живут серой , бескрылой жизнью и один он не
может смириться с тем , что люди не летают . Он чувствует между
собой и людьми невидимую стену отчуждения, поэтому все время
хулиганит и паясничает , изворачивается и врёт своим женщинам , но
делает это настолько харизматично и простодушно , что они прощают
ему эту маску, за которой угадывается душевная боль и потерянность
. Сергей приносит влюблённым в него женщинам только боль , его
самого ничто не радует, жизнь представляется ему бессмысленной и
пустой , в его душе ощущение безысходности и одиночества . Он не в
состоянии построить нормальных отношений ни с одной женщиной и при
этом не хочет посмотреть правде в глаза , что причина в нём самом.
Поступки героя противоречивы , он может отважно и благородно
выступить в одиночку против банды мужиков , но с другой стороны все
время доставляет боль близким ему женщинам , принимая их любовь как
должное , и не может в ответ подарить им душевное тепло, потому что
не способен на близость . С одной женщиной его связывает только
долг, с другой - все , кроме долга, третья безответно любит,
понимая и принимая его любым, но не вызывает у него романтических
чувств.
Однако
за внешней бравадой чувствуется невысказанная трагедия одиночества
мужской души , которая способна обрести счастье в полёте , но при
этом не знает, как преодолеть невидимую преграду отчуждения
всех со всеми . Он не понимает , почему каждый раз на полпути к
Луне его ждёт жестокий облом? Скорее всего , причина в том,
что в ответ на искренние чувства женщины он неизменно начинает
паясничать и лицедействовать и не умеет долго оставаться в
отношениях самим собой. А плюс героя в том, что, хоть он и
непутёвый , но обаятельный романтик, от которого всё -таки
лучше держаться подальше, хотя на значительном расстоянии он
кажется довольно милым. )) Ещё он напоминает барона Мюнхгаузена. И
не только потому , что его роль тоже исполнял Янковский.
Такой же выдумщик и фантазёр , не желающий быть , как все. И
, кстати, и Мюнхгаузен как раз отличался ото всех
тем , что умел летать.
Показательно,
что рядом с ним есть достойные женщины , но он обесценивает их
своим поведением и уже сам не знает , чего хочет. Его удел -
недержание отношений. Почему такой вечный мечтатель не может
построить нормальных отношений ни с одной с женщиной? В чем причина
недержания отношений у подобных ему мужчин. которые в
погоне за призрачной мечтой заводят отношения с двумя или
даже с тремя женщинами ? Хочет любви, а любить не умеет?
Герой кинофильма "Осенний марафон " тоже делает в жизни всё , что угодно, но только не то, чего на самом деле требует душа. Он имеет жену и любовницу, постоянно суетится и занимается какими-то совершенно неважными, ненужными делами , и в конце концов чувствует себя полностью опустошённым от этого бесконечного марафона , от суррогатной жизни напоказ . Бузыкин старается угодить и жене, и любовнице, мечется между ними, но в итоге не получает никакого удовольствия от отношений с женщинами, любящими его . Семья де -юре, а не де-факто. Друзья , которые вовсе и не друзья.
И
когда после этого бесконечного самообмана он наконец
просто разрешает себе быть самим собой , как это происходит в
финале фильма , уже не верится , что он найдёт
себя , скорее всего его побуждение — лишь краткий миг ,
подобный яркой вспышке молнии — и , снова встав в позу чего
изволите , он будет бесконечно метаться от одной женщины к другой и
продолжит унылый осенний марафон по жизни.
Ведь по сути этот
фильм об интеллигенции : Бузыкин не только переводчик, но и
преподаватель. Преподаёт в Ленинградском университете. И по фильму
понятно, что деятельность переводчика для него не ремесло , а
творчество, есть любимые авторы, о работе над переводами которых он
мечтает , и ещё он перфекционист. Это видно из эпизода с
зеленой облизьяной (по Достоевскому) . Типичный дядька из среды
вузовских преподов , то есть, типичный интеллигент , и
деликатность -это его чёрная карма, которую даже калёным железом
нельзя выжечь . ))
Поэтому
его удел -вечная рефлексия и какая-то удивительная беспомощность,
полное неумение защитить свои жизненные ценности . Бузыкин- такой
же беззащитный интеллигент, как Хоботов из фильма "Покровские
ворота" , или как герой Басилашвили из фильма "Вокзал для двоих".
Своей мягкостью и бесхребетностью он приносит боль не только
любящим людям, но и самому себе. Может, самом деле
деликатный человек не вписывается в современную жизнь ?
Бузыкин показан в период глубокой депрессии с утратой смысла жизни и с осознанием потери лица, потери себя. Короче , кризис середины жизни. И женщины в это самокопание просто не вписывались. И думаю, на момент финала фильма этому герою нужно было только одно : чтобы все эти женщины от него отвязались, отстали, куда-нибудь испарились. )) Из того что я могла по фильму увидеть, единственное, чем он был на самом деле увлечён и воодушевлён , так это своей работой.
Не знаю, насколько эти герои , теряющие се6я на полпути к мечте и не умеющие быть счастливыми , типичны для современной жизни . Жаль , что у них не было такого наставника, как мудрый Лис из сказки Маленький принц , который научил бы их приручаться к женщинам.)) – Надо запастись терпеньем, – ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе... – Лучше приходи всегда в один и тот же час, – Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым.(ц)
|
</> |